Lada • 40 лет «Ниве». Жизненный путь

Кирилл Малышев, 20 апреля. Фото Lada.
40 лет «Ниве». Жизненный путь

За четыре десятка лет «Нива» модернизировалась меньше, чем можно было предполагать. Несмотря на этот факт, спрос на модель сохраняется и в России, и за рубежом.

Статью об истории создания тольяттинского внедорожника мы завершили на 5 апреля 1977 года, дате схода с конвейера первого товарного экземпляра ВАЗ-2121 «Нива». Дабы лучше понять значимость советского внедорожника для мирового автопрома, обозначим «систему координат» того времени.

Успевший стать легендой британский Range Rover Classic выпускается уже семь лет, с 1970 года. Но это не просто комфортабельный, а полноценно люксовый «проходимец» - дорогой автомобиль не для всех. В США массово производится Jeep Wagoneer/Grand Wagoneer. Эта пятидверка в Старом Свете (и уж тем более в СССР!) абсолютно неизвестна. К тому же «Джип» тоже не ровня нашей «Ниве». По современной классификации он бы стоял класса на два выше со всеми вытекающими последствиями для ценника.

Другая легенда-долгожитель, немецкий «Гелендеваген» встанет на конвейер только два года спустя, в 1979 году. Но он разрабатывался как армейский вездеход, то есть поставленная перед его создателями задача принципиально отличалась от вазовской. К тому же по-настоящему комфортабельным и «гражданским» G-Class стал намного позже. И снова не будем забывать о стоимости автомобиля.

Для полноты картины добавим, что постоянный полный привод в легковом сегменте начал распространяться только с 1980 года, когда в свет вышла легендарная Audi Quattro (тоже, к слову, премиальная модель). Выходит, в низшем ценовом сегменте «Нива», как и сегодня, 40 лет назад была уникальным предложением.

В продажу внедорожник поступил по цене 9000 рублей, а в середине 1979 года прибавил до 10 300 рублей. Несмотря на широкую унификацию с седаном ВАЗ-2106, «Нива» оказалась по стоимости ближе к престижной «Волге», нежели к массовым «Жигулям». Добавим сюда тесный салон и маленький багажник, с которыми было трудно представить себе семейно-дачный автомобиль на все случаи жизни, и немаленький бензиновый аппетит. Вырисовывается не слишком подходящий рядовому советскому человеку вариант. Те же, кому действительно нужны все способности полного привода, - жители села – не могли позволить себе тольяттинскую новинку.

Но даже при таких вводных машина оказывается в Союзе в дефиците. Причина – высокий спрос за рубежом. В первые годы выпуска на экспорт уходило до 80% «Нив», и оставшихся 20% советским гражданам оказывалось мало. Успех пришел к автомобилю не только в Европе. Вот что вспоминал о продажах своего детища Петр Прусов.

«Толчок к бурному росту продаж автомобиля в Европе дала погода. В 1979 году зима в Европе выдалась необычайно снежная, обычные легковушки передвигались по неубранным дорогам с большим трудом. Непривыкший к заносам европеец с оторопью и завистью взирал, как русская «Нива» проезжала даже там, где сидели тяжелые джипы. Лучшей рекламы трудно было представить: в тот год в одной только Германии «Нив» продали в четыре раза больше, чем годом ранее! «Нива» успешно продавалась более чем в ста странах мира. В Новой Зеландии в 80-е годы 40% регистрации всех внедорожников приходилось на «Ниву», а в Австрии она несколько лет занимала 90% внедорожного сегмента рынка. Во Франции же «Нива» была вообще культовым автомобилем. Во многих странах до сих пор существуют клубы любителей «Нив», а в Англии поклонники «Нивы» даже издают свой журнал», - рассказывал главный конструктор внедорожника.

Сейчас степень фанатизма уже не та, но преданные поклонники у вазовского внедорожника в европейских странах есть до сих пор. Что и подтверждает лидерство этой модели среди всех «Лад», поставляемых за рубеж. Согласно статистике, собранной самим АвтоВАЗом, за 40 лет выпущено 2,5 миллиона «Нив», 530 тысяч из которых (более 20%) экспортировано. Это лучший показатель среди всех вазовских моделей.

Львиная доля автомобилей выпускалась с «шестым» двигателем объемом 1,6 литра и мощностью 80 л.с. Мелкими партиями производились версии с мотором 1.3 (преимущественно для экспорта в страны с повышенными налогами), существовали праворульные исполнения для Великобритании, Австралии и Новой Зеландии. Последние попали даже в Японию! Официально, кроме «Нивы», в Стране Восходящего Солнца не продавалась ни одна советская модель.

Практически в неизменном виде, без изменений во внешности и серьезных вмешательств в агрегаты, ВАЗ-2121 прожил чуть ли не до своего «совершеннолетия». Первый рестайлинг случился в 1993 году. Автомобиль получил двигатель 1,7, также карбюраторный, который выдавал 83 л.с., и пятиступенчатую коробку передач. Система полного привода изменений не претерпела. Стал современнее салон, примеривший переднюю панель «по мотивам» семейства «Самара», иные кресла и обшивки. Снаружи изменилась только задняя часть кузова. Фонари встали вертикально, а створка багажника для облегчения погрузки опустилась до бампера. Переход на впрыск топлива случился только в 2000-х годах, и это стало единственным «потрясением» для модели еще на 16 лет.

В 2006 году машине пришлось распрощаться с привычным именем. Права на «Ниву» перешли к СП GM-АвтоВАЗ, которое наладило выпуск «Шевроле Нивы». Вазовцам пришлось переименовать автомобиль в «Ладу 4х4». Под этим именем он выпускается и сегодня, хотя неофициально все продолжают называть его по-старинке.

Ну а в 2009 году стартовал новый этап модернизации внедорожника, не законченный до сих пор. За несколько лет конструкцию заслуженного ветерана основательно перетряхнули. Увы, метаморфозы не затронули главного – чахлого по нынешним временам двигателя, которого не хватает ни на трассе, ни на бездорожье. Зато «Нива» стала послушнее и комфортнее на ходу благодаря изменениям в ходовой части, тише – благодаря доработкам трансмиссии, безопаснее – благодаря внедрению ABS и системы распределения тормозных усилий. Cтали лучше тормоза и работа сцепления. За последние годы появились ходовые огни, более удобные сиденья, комбинация приборов с ЖК-дисплеями, легкосплавные диски, электроприводы стеклоподъемников и зеркал, обогрев сидений и даже кондиционер. А еще – модификация Urban в стильном городском оформлении.

Своей очереди ждут рестайлинговые задние фонари, полностью новый интерьер и – мы все еще надеемся – новый двигатель. История не заканчивается, и в случае с «Нивой» 40 лет еще не возраст.

Lada в каталоге

Купить Lada От 30 000 Р

Lada с пробегом
1 предложение
Если заметили в тексте опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии

Аноним

Обьявления

Lada 2101

Бензин, 1.3 л., МКПП, 1975, 223 000 км, Чита

Renault Fluence

Бензин, 2 л., Автомат, 2012, 78 000 км, Москва

Nissan Qashqai

Бензин инжектор, 2 л., Автоматическая, 2011, 70 794 км, Москва

Отзывы

Nissan Qashqai 2010 г.в.

Приветствую. Прежде чем рассказывать о самом автомобиле, хочу рассказать о его выборе. Мы долго с женой гадали какую нам купить машину, сперва она мен…
Dodge Caravan 2002 г.в.

Желание купить большой семейный автомобиль появилось у меня после рождения второго сына. Когда мы собрались весной ехать первый раз на дачу, и я в сво…
Lexus GS 2007 г.в.

В России с 2010 года, пригонялась из Минска. По ПТС я второй владелец. Машина практически в идеале, видно на фото, несущественные недостатки известны …

В тему