Московский монорельс: история и будущее

Кирилл Малышев, 31 октября 2018. Фото с сайтов mos.ru и kudatotam.ru, скриншот сервиса Яндекс.Карты.
Московский монорельс: история и будущее

Экзотический вид общественного транспорта – монорельс – работает в Москве с ноября 2004 года. Все годы вокруг проекта не прекращаются споры. Окончательно его судьбу должны решить в ближайшие месяцы.

Трудно поверить, но монорельсовой дороге скоро исполнится 200 лет! Еще более удивителен тот факт, что изобрели ее в России. В 1820 году житель подмосковного села Мячково Иван Эльманов построил «дорогу на столбах». Вагонетки крепились на деревянный брус, а тащили их, конечно же, лошади. Чуть позже похожую идею реализовали и в других странах мира.

В течение XIX века проекты различных монорельсов регулярно показывали на выставках, строили опытные образцы, но развития они так и не получили. На сегодняшний день старейшая подвесная монорельсовая дорога действует в немецком Вуппертале. Ее запустили в 1901 году. Она насчитывает два десятка станций и протянулась более чем на 13 километров. Объем выполняемой ей работы колоссальный: порядка 20 миллионов пассажиров в год!

Монорельс имеет весомое преимущество перед остальными видами городского транспорта. В отличие от трамваев, троллейбусов и автобусов, он не делит проезжую часть с автомобилями: не стоит в пробках, лишен риска попасть в ДТП. А еще его поезда не могут сойти с рельсов. И при этом строительство надземной линии обходится куда дешевле, чем сооружение классического подземного метрополитена.

В недостатки следует записать риск падения состава с высоты (такие случаи в истории зафиксированы), обычно низкую скорость передвижения и ряд технических нюансов, по которым дорога с одним рельсом проигрывает двухрельсовой. Например, в силу низкой распространенности и большого количества типов поездов и путей для них каждый проект оказывается в значительной степени уникальным. А это негативно сказывается на его стоимости. Вот почему городские власти неохотно экспериментируют с монорельсами.

Наибольшее распространение монорельсы получили в Азии. Например, в Японии суммарная протяженность их линий превышает сто километров. Развивается этот вид транспорта и в других странах региона. А вот в Европе и Америке линий так мало, что для их пересчета с запасом хватит пальцев обеих рук. Поэтому московскую монорельсовую систему с полным правом можно назвать экзотикой мирового масштаба.

История столичного проекта началась в 1998 году. К весне 2000 года был построен небольшой испытательный участок, на котором обкатывали технологии и вырабатывали стандарты новой для страны системы. Изначальная идея была протянуть линию от Ярославского шоссе и железнодорожной платформы «Северянин». Позже проект сократили, причем было решено не вести монорельс и до станции метро «Ботанический сад».

В результате артерия протянулась менее чем на пять километров и насчитывает всего шесть станций. Две из них находятся в шаговой доступности от метрополитена: станций «ВДНХ» Калужско-Рижской линии и «Тимирязевская» Серпуховско-Тимирязевской. Два года назад появился и третий переход – на «Фонвизинскую» продленной Люблинско-Дмитровской линии.

Еще до запуска в ноябре 2004 года московский монорельс начали активно критиковать. Главным образом – за дороговизну проекта и неправильно выбранную трассу пилотного участка (тогда еще предполагалось, что система получит продолжение и станет развиваться). С первым не поспоришь: стоимость проекта в начале 2000-х составила 221,3 миллиона долларов, да и сегодня себестоимость перевозки одного человека в несколько раз выше, чем он платит за проезд. А вот со вторым местные жители могут и не согласиться. Действительно, на протяжении четырех станций, от «Улицы Сергея Эйзенштейна» до «Телецентра», монорельс дублирует давно существуюшую трамвайную линию. Причем последняя проложена обособленно, что исключает попадание составов в заторы.

Однако переход монорельса через пути Октябрьской железной дороги и связка «серой» и «оранжевой» веток метро – весьма полезное качество дороги. Без нее пассажирам пришлось бы пользоваться несколькими видами транспорта или ехать для пересадки на метро в центр. Правда, в последние пару лет и это качество монорельса стало невостребованным. Открылись продолжение «салатовой» линии и Московское центральное кольцо, которые стали удобными альтернативами. Пассажиропоток на монорельсе пошел на убыль, и в январе 2017 года его перевели в экскурсионный режим работы. Это означает, что поезда ходят по сильно сокращенному графику с 08:00 до 20:00, а интервал между ними составляет 30 минут. Для пользования им в качестве полноценного транспорта это неудобно, и москвичи стали еще чаще выбирать метро и МЦК.

Сразу начались разговоры о закрытии монорельсовой системы как ставшей ненужной городу. И, судя по всему, оригинальные вагоны скоро действительно уйдут в историю. Сама эстакада сохранится, но только частично. Городские власти признают, что перемычка над «вылетной» железной дорогой, соединяющая два района, полезна. А запустят по ней – трамвай. Для этого продлят существующую линию в районе ВДНХ. Более того, перекинув рельсы чуть дальше, через Дмитровское шоссе, можно обеспечить связку с конечной трамвая у станции метро «Дмитровская».

«Монорельс востребован с туристической точки зрения, востребован как связка между метро. Пока рассматриваем различные варианты, просчитываем возможность пустить там трамвай. Окончательное решение по монорельсу будет принято в ближайшие месяцы», - резюмировал заместитель мэра Москвы по градостроительству Марат Хуснуллин.

Если заметили в тексте опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии

Аноним

Обьявления

Volkswagen Golf Plus

Бензин, 1.2 л., Механическая, 2011, 16 500 км, Москва

Chevrolet Lacetti

Бензин, 1.6 л., Автомат, 2011, 98 740 км, Москва

KIA Spectra

Бензиновый, 1.6 л., МКПП, 2008, 71 000 км, Москва

Отзывы

Ford Ranger 2012 г.в.

Заказ на новый Ranger я сделал сразу как только стали принимать заказы в салонах Ford. Соответственно сразу же была выставлена на продажу подуставшая …
Suzuki Liana 1995 г.в.

Я никогда не гнался за понтами, Liana отвечает всем моим требованиям: Универсальность – большой практичный салон, маневренность – понятные габариты, б…
Toyota Corolla 2008 г.в.

Машину выбирали всей семьей, так как львиную долю первоначального капитала вкладывали родители жены, то окончательный выбор был за ними. Я настаивал н…

В тему