Бензин вновь стремительно дорожает?

Бензин вновь стремительно дорожает?

Общественность снова озабочена стремительным скачком цен на топливо. По словам экспертов, к концу года, то есть всего через каких-то 3-4 месяца, стоимость бензина может увеличиться на 20 процентов.

Руслан Галимов, 29 августа 2011
Фото с сайтов neftegaz.ru, telegraph.co.uk, toonpool.com, sostav.ru, newspax.ru

Исходя из этих прогнозов и выполняя несложные математические действия, приходим к тому, что ежемесячно цены на дизельное топливо будут расти на 5 процентов.

Бензиновая кривая.

Не успели автовладельцы перевести дух после весеннего топливного кризиса, как ситуация вновь стремится вырваться из-под контроля. Лишь пару месяцев цены на бензин были более-менее стабильные. И вот теперь водители снова не знают, чего ожидать от проблемы на топливном рынке.

Специалисты Росстата отмечают, на общем фоне роста цен дизельное топливо выходит вперед с большим отрывом. Особенно это касается различных российских регионов. Наибольший рост цен на бензин ощутил Татарстан. Так, в Казани стоимость топлива возросла на 3,6 процентов. Первенство Татарстана делит и Дальний Восток. Не отстают от них Ульяновск, Архангельск и Якутск. В столице и Санкт-Петербурге цены на бензин подскочили почти на 1 процент. И теперь дизельное топливо стоит около 27 рублей. Оказалось, что только два региона (Брянск и Горно-Алтайск) показали динамику спада цен на бензин.

Шестнадцать регионов пока не наблюдают никаких резких колебаний в сторону роста или спада стоимости дизельного топлива. Остальные 65 российских регионов сильно пострадали от бензинового кризиса. Однако вновь надвигается волна повышения цен на топливо, которая на сей раз захлестнет всю территорию страны.

Эксперты отмечают, что только за первую неделю августа цены возросли на пол рубля, а за вторую – почти на рубль. Еще через неделю цены на топливо увеличились на 0,5 процентов, а затем – еще настолько же. В результате, за неполный месяц стоимость бензина выросла на 2-3 процента. Что ж, получается, что прогнозы экспертов относительно осенне-зимнего периода текущего года вполне справедливы.

Месяцем ранее, в июле этого года, по данным Росстата, стоимость дизельного топлива начала неуклонно расти. Рост цен на бензин в июле составил 0,5 процентов. Этот скачок коснулся 64 регионов нашей страны. Особенно ощутимо это оказалось для Чукотки и Камчатки. Там стоимость топлива подскочила на целых 7 процентов.

Кроме этого бешеного роста цен автовладельцам пришлось также столкнуться и с его дефицитом. Наибольший дефицит бензина наблюдался на Камчатке. Там в последние месяцы уходящего лета зафиксированы недопоставки дизельного топлива в размере 30 процентов. Остальные регионы столкнулись тем, что многие крупные топливные компании отказались от проводимых ранее программ скидок и бонусов.

Так, компания «Роснефть» отменила на всех своих АЗС программу «Активная скидка», предоставляющую своим клиентам скидку в 5 процентов при покупке бензина. Компания «Татнефть» не решилась полностью отменять бонусные программы из-за боязни потери прибыли. Она понизила процентные ставки скидок с 3 до 1 процента. Примеру «Татнефти» последовала и компания «ЛУКОЙЛ» и снизила тарифы скидок для клиентов, пользующихся VIP-картами.

Как обуздать ситуацию.

Правительство, недовольное сложившейся ситуацией, пытается всячески сдерживать повышение цен на бензин. Так, заградительные пошлины, введенные в мае текущего года, решено продлить до сентября. ФАС активно рассматривает антимонопольные дела против крупных топливных компаний. С января по июнь этого года ФАС возбудила более 70 дел по факту необоснованного повышения стоимости бензина и дизельного топлива.

После весеннего бензинового дефолта, правительство взяло строгий контроль над топливными компаниями. Но, к сожалению, эффект этих мер сгладился очень быстро. Как урегулировать повторную ситуацию, пока еще никто не имеет четкого представления. Сами чиновники высказывают свою обеспокоенность данной проблемой. Хотя, по их словам, незначительный ежемесячный рост цен на бензин за год выливается в ощутимую сумму, которая бьет по карману водителей.

Эксперты называют несколько причин. Во-первых, свой отпечаток наложила отсталость отрасли. Заводы, занимающиеся переработкой топливного сырья, технологически устарели. Еще одна причина – осенний период. Некая заморозка цен на бензин происходит в период отпусков, а затем пусковой механизм начинает набирать обороты, что мы сейчас и наблюдаем. Также свою роль в повышении стоимости дизельного топлива сыграла введенная индексация акцизов. Она со своей стороны прибавит к цене бензина пару-тройку рублей.

К тому же, топливные компании, которые стремятся управлять ситуацией, снабжают бензином только свои собственные заправки. Остальные же АЗС вынуждены закупать топливо по искусственно завышенным ценам, что и накладывается в конечном итоге на потребителя. Получается, что рыночная оптовая цена на бензин гораздо больше, чем стоимость топлива, которое крупные нефтяные компании реализуют своим сбытовым сетям. В итоге, кроме дефицита дизельного топлива налицо еще и искусственное завышение цен.

Глава ФАС И. Артемьев 19 августа этого года провел повторное совещание с управляющими крупных топливных компаний. Напомним, что первое такое совещание состоялось весной этого же года. После первого совещания ФАС начала отслеживать факты дискриминационной политики по отношению к независимым продавцам топлива. По этому факту было возбуждено много дел. Но даже такая мера не смогла надолго приструнить топливные компании. Как не смогли дать положительного результата и заградительные пошлины на экспорт бензина. Именно выгодный экспорт топлива стал причиной дефицита бензина на внутреннем рынке. В условиях нынешней ситуации многие нефтяные компании отказались поставлять свои продукты независимым АЗС.

Боролись, боролись за снижение цен на дизельное топливо, а пришли опять к скачку и грядущему дефициту. Аналитики прогнозируют, что рост стоимости бензина в этом году будет примерно на 10 процентов выше предыдущего. Чтобы хоть как-то совладать с ситуацией на топливном рынке, правительство согласилось на отсрочку нового техрегламента по отмене производства топлива стандарта Евро-2.

По словам чиновников, эта мера должна оказать положительное влияние на стабилизацию ситуации в стране. Должно произойти насыщение внутреннего рынка дизельным топливом, за счет чего цены смогут несколько упасть. Однако эксперты считают эту меру крайне запоздалой и малоэффективной. Ее нужно было предпринимать, когда проблема достигла своего апогея, а не спустя полгода. Сейчас может произойти перенасыщение рынка бензином, которое не принесет положительных результатов, а лишь усугубит ситуацию.

Общественная палата в свою очередь предлагает топливным компаниям, попавшим под пристальное внимание ФАС, вдобавок к штрафным санкциям компенсировать автовладельцам переплату за купленное топливо. По мнению членов Общественной палаты, такой компенсацией может послужить бонусная программа, обеспечивающая каждого клиента АЗС бесплатными дополнительными литрами бензина.

Будут ли приняты и учтены все предложения и меры, покажет время. А пока нужно приготовиться потуже затянуть пояса, чтобы высвободить деньги на покупку бензина для своего железного коня с учетом осеннего повышения.

Сергей Василенков

Если заметили в тексте опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии

  • Аноним
    Аноним, 30 августа 2011
    0 - +

    Беспредел Какой-то.

  • Аноним
    Аноним, 31 августа 2011
    0 - +

    Нельзя ли сначала отправтять статью на редактирование, а потом выкладывать в сеть? По всему тексту: начинаем фразу про дизель и заканчиваем про бензин и наоборот. Для автора это одно и тоже? Половина предложений начинается со слова "Так". Статья где-то даже полезная, но читать тяжело, сумбур...

    А "...бьет по карману водителей."...))) Грустная правда в том, что повышение цен на топливо бьет по карманам ВСЕХ. И чем чаще об этом говорить, тем м/б больше шансов, что проблема-вроде-как-автомобилистов всколыхнет остальных, кто еще не осознал всю ее "прелесть".

  • Аноним
    Аноним, 2 ноября 2011
    0 - +

    Все это очередной картельный сговор, а ФАС ожидает каманду АТУ его и сидит на попе ровно. Страшно представить, что будет твориться с ценами на топливо после выборов, если на сегодняшний день топливные воротилы таворят беспредел. Обьяснение одно - собирают на предвыборную компанию, но для кого?

Аноним

Обьявления

Skoda Yeti

Бензин, 1.8 л., Автомат, 2012, 80 000 км, Москва

Mercedes-Benz S-Class

Бензин, 3.5 л., Автомат, 2008, 130 000 км, Москва

Ford Focus

Бензин инжектор, 1.8 л., Механическая, 2007, 161 220 км, Москва

Отзывы

Mitsubishi Pajero 1998 г.в.

В моих руках 2 года, за этот срок мы с ним повидали многое и разбитую трассу Мсква-Питер, и скоростные участки до дачи по Новой Риге и непролазные тро…
Ford Galaxy 2008 г.в.

Гэлакси в максимальной комплектации в моих руках с момента покупки. Изначально на работе ее купили и закрепили за мной, я возил руководство компании и…
Lexus GS 2007 г.в.

В России с 2010 года, пригонялась из Минска. По ПТС я второй владелец. Машина практически в идеале, видно на фото, несущественные недостатки известны …

В тему