Lada • «Нива» вернулась: GM вышел из СП с АвтоВАЗом

Кирилл Малышев, 15 декабря 2019. Фото компании "Лада".
«Нива» вернулась: GM вышел из СП с АвтоВАЗом

Новостью номер один на уходящей неделе стало сообщение о том, что концерн General Motors продал АвтоВАЗу свою долю в СП по выпуску Chevrolet Niva. Теперь имя «Нива» снова принадлежит тольяттинскому автогиганту. Равно как и все производство внедорожника. Вспоминаем историю проекта и рассуждаем, что может быть дальше.

Замену классической «Ниве» начали разрабатывать еще в 1980-х годах. При тех темпах обновления модельного ряда, если не сильно затягивать проект, АвтоВАЗ мог уложиться в приемлемые сроки и выдать соответствующую времени машину. Но случилось превращение СССР в кучу самостоятельных государств, и все сопутствующие этому процессы никак не способствовали быстрой и эффективной работе.

Получилось «как всегда»: до стадии предсерийного автомобиля новая «Нива» добралась только к концу 1990-х. На Московском автосалоне 1998 года публике показали прототип ВАЗ-2123, тольяттинский внедорожник второго поколения. Его сразу спроектировали пятидверным, ликвидировав главные недостатки машины-предшественницы – тесный задний ряд с ограниченным доступом и «никакой» багажник (у первой «Нивы» пятидверная модификация 2131 появилась только в 1993 году). Но агрегаты во главе со слабым двигателем 1.7 остались.

Машина вышла симпатичной и явно ожидаемой покупателями. Одна загвоздка: собственных средств освоить серийный выпуск у вазовцев не было. Напомним, что август 1998-го ознаменовался экономическим кризисом в России, в результате которого курс рубля по отношению к доллару обвалился втрое, с шести до 18 рублей. Да и без дефолта дела у автогиганта шли не блестяще.

Мелкосерийную сборку в опытно-промышленном производстве начали только три года спустя, в 2001-м. Под названием ВАЗ-2123 сделали всего около 800 автомобилей. Спасение пришло в лице иностранного партнера, американского концерна General Motors. В том же 2001 году было создано совместное предприятие GM-АвтоВАЗ, начался набор персонала и строительство нового завода. В 2002-м производство заработало на полную мощность, а россияне получили доступный внедорожник Chevrolet Niva, заполнивший нишу между бюджетной «Нивой» и иностранными моделями. К СП перешли и права на имя, из-за чего некоторое время спустя АвтоВАЗ был вынужден переименовать старый полноприводник в «Ладу 4х4».

За 17 лет конвейерной жизни «Шнива» перенесла один рестайлинг и постепенно обрастала лимитированными сериями и опциями. Последней стала, к примеру, мультимедийная система с навигацией, смотрящаяся в интерьере из начала 1990-х чужеродно. Но проблему устаревших агрегатов и слабого двигателя так и не решили – дорого! Chevrolet Niva со 122-сильным двигателем Opel 1.8 в 2006-2008 годах увидела свет в тысяче экземпляров и на рынке «не пошла». Собственным мотором аналогичной мощности и объема не спешил делиться АвтоВАЗ. Проект «Шнивы-2», показанный на Московском автосалоне 2014 года, похоронили Крым, санкции и очередной экономический кризис.

В итоге замеревшая в развитии модель к концу 2010-х подошла с падающим спросом и полным отсутствием интереса «родителей» - GM и АвтоВАЗа – вкладываться в модернизацию. Американцы утратили интерес к нашему рынку и участвовали в проекте, пока он еще способен выживать. АвтоВАЗу хватает своих забот, и растить конкурента под чужой эмблемой ему не с руки. При таком положении дел Chevrolet Niva была обречена умереть через несколько лет, когда спрос окончательно упадет, а машина будет неспособна пройти очередную сертификацию.

Было ясно, что ситуация должна каким-то образом разрешиться. Развязка неожиданно наступила на этой неделе. И даже без предварительной «подготовки» слухами. Концерн General Motors продал свою 50%-ную долю второму участнику СП – АвтоВАЗу. Российский автогигант, как известно, принадлежит альянсу Renault-Nissan, так что, вероятно, в сделке не обошлось без денег французско-японской компании.

Вместе с акциями «Ладе» вернулись все права на имя «Нива». А это означает, что историческое название вскоре может получить обратно и классический внедорожник, до сих пор пользующийся хорошим спросом в России. Не исключено, кстати, что приостановка запуска машин с обновленным салоном как-то связана с выкупом вазовцами доли GM. Детали неизвестны, но в качестве одного из вариантов можно предположить, что шильдик «NIVA» появится на полноприводниках совсем скоро.

Что касается «Шнивы», то и ее ждет скорое обновление. По имеющимся данным, вариант с измененным дизайном передней части кузова уже готов. Падение продаж столь скромное обновление не остановит, и АвтоВАЗ, скорее всего, возьмется за машину всерьез. Старой «Ниве» бывший Chevrolet не конкурент: пятидверный внедорожник дороже, современнее и просторнее. Не стоит опасаться и кроссоверу Renault Duster, который, в свою очередь, еще дороже и менее приспособлен к покорению серьезного бездорожья. Так что у вазовцев открывается простор для деятельности, и автомобиль наверняка скоро появится в осовремененном виде.

Что касается GM, американцы не уходят из России. Бренды Chevrolet и Cadillac остаются на нашем рынке и, как обещают, расширят свое предложение.

Lada в каталоге

Купить Lada От 30 000 Р

Lada с пробегом
1 предложение
Если заметили в тексте опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии

Аноним

Обьявления

Lada 2101

Бензин, 1.3 л., МКПП, 1975, 223 000 км, Чита

Mitsubishi Outlander XL

Бензин, 2.4 л., Автомат, 2010, 76 000 км, Москва

Mitsubishi L200

Дизель, 2.5 л., Механическая, 2013, 18 764 км, Москва

Отзывы

Toyota Camry 2007 г.в.
История моего общения с Камри началась с покупки 2,4 литрового черного агрегата на автомате в полном фарше. Установил спутниковую сигналку, ккупил но…
Peugeot 206 2002 г.в.

Уже на протяжении 5 месяцев я учусь ездить вместе со своей первой машиной, купленной мне после получения прав любимым папой. Я бы не сказала, что она…
Ford Focus 2007 г.в.

цвет серый металлик, седан 200 г.в., дв. 1.6/100 л.с., МКПП, 2AIRBAG, ABS, ГУР, музыка, электростекла, бортовой компьютер, регулировка сидений, регули…

В тему