Особенности национальной страховки: страсти вокруг коэффициента бонус-малус

Кирилл Малышев, 30 июня 2016. Фото с сайтов 1gai.ru и auto-helper24.ru.
Особенности национальной страховки: страсти вокруг коэффициента бонус-малус

В России работает единая база страховых историй, из которой страховщики берут коэффициент безаварийной езды при расчете стоимости ОСАГО. В теории все хорошо, но на практике масса автомобилистов сталкивается с вдруг «потерявшейся» скидкой.

Покупка полиса ОСАГО стала больной темой для российских водителей. Автомобилисты и мотоциклисты по всей стране вынуждены неделями ожидать «закончившиеся» бланки, приобретать ненужные дополнительные услуги и сталкиваться с другими трудностями при оформлении документа. Да и стоимость «автогражданки» за последние два года стала для многих просто неподъемной. Напомним, что в 2014 году была проведена реформа в сфере обязательного страхования автогражданской ответственности. В результате значительно увеличились лимиты выплат, но и цена полиса выросла почти вдвое.

Да еще и страховщики стараются выжать клиентов по-максимуму. В последнее время все чаще сотрудники страховых компаний некорректно применяют КБМ – коэффициент бонус-малус, от которого напрямую зависит, сколько будет стоить полис.

На первый взгляд, все просто. Не попал в аварию по своей вине в прошлом году – получил скидку 5% в этом. Это как раз «бонус». Кстати, если присмотреться, то не такое уж щедрое предложение, ведь максимальная скидка составляет 50%, но копить безаварийный стаж на нее придется больше десяти лет. Но если, скажем, на девятый год водитель становится виновником аварии, то снимают с него отнюдь не 5%. Это тот самый «малус», и за одно ДТП автомобилист разом теряет несколько лет безупречной езды. А за три – не только лишается всех скидок, но и получает повышающий коэффициент 2,45. Еще один подводный камень: если в течение года водитель не оформил ни одного полиса, то его КБМ автоматически аннулируется.

Да и разрешать садиться за руль человеку с плохой историей тоже может влететь в копеечку, ведь агенты при расчете цены полиса учитывают худший КБМ из всех водителей, допущенных до руля.

Такая система очень удобна для страховых компаний, но совершенно не защищает их клиентов. Ведь выплаты во многих случаях до сих пор копеечные, и зачастую они не перекрывают даже цену полиса, не говоря уже о ремонте транспортного средства.

Помимо страхового рабства, представители фирм еще и «забывают» указать этот коэффициент при заключении договора. Разумеется, не просто так, а с целью стрясти со страхователя побольше. Самая распространенная причина, которую вам могут озвучить в офисе – отсутствие связи с единой базой АИС РСА. Ну а раз «система висит», то улыбчивые агенты предлагают приобрести полис с базовой ставкой. Иными словами, за полную стоимость и без скидки.

Еще один способ заработка для нечистых на руку страховых компаний – смена документов клиента. Например, вы поменяли водительское удостоверение или паспорт, а перед страховщиком отчитаться забыли. И при оформлении нового договора честные агенты обязательно уточнят, меняли ли вы права, а не очень – забудут это сделать и посчитают без скидки.

Формально данные о страхователе действительно берутся из его документов, и с этой стороны придраться трудно. Все дело только в жадности страховой компании и честности ее сотрудников. С другой стороны, даже если агент сделал все верно, это не гарантирует сохранение КБМ. Ведь база может не только висеть в удобный момент, в ней еще могут быть сбои. Бывает, что данные страхователя пропадают. А может, просто агенты забывают внести их в базу. Крайним же всегда остается клиент.

Еще одна тонкость, которую нужно проверять «не отходя от кассы» - данные водителя. В страховых компаниях работают люди, которые или случайно, но чаще – специально, делают ошибки в полисе. А между тем, достаточно одной неправильной буквы или цифры в персональных данных водителя, как система тут же перестанет вас узнавать. И, разумеется, вашу честно заработанную за несколько лет скидку видно тоже не будет.

Бороться с подобным поведением страховщиков можно и нужно. Во-первых, клиент самостоятельно может определить свой КБМ на сайте Российского союза автостраховщиков. Если в базе есть ошибка, но водитель уверен, что не становился виновником дорожно-транспортных происшествий, то нужно написать заявление в РСА с просьбой проверить и исправить информацию о страхователе. Занимают все проверки не так много времени, а экономия может получиться заметная.

Если же система выдает хороший класс и неплохую скидку, а при продаже полиса агенты делают удивленные глаза и уверяют, что «база висит» - вам прямая дорога на сайты РСА и Центробанка, который сегодня занимается надзором за страховыми компаниями.

В Российском союзе автостраховщиков отмечают, что за каждую жалобу страховые будут наказаны. И здесь возникает вопрос: то ли граждане не жалуются, то ли наказание не столь сурово, как говорят чиновники, то ли прибыль с доверчивых клиентов превышает расходы на штрафы. А может быть «рука руку моет»? Как еще объяснить отсутствие каких-либо положительных для клиентов изменений – мы не знаем. Страховщики продолжают наживаться, клиентов закон обязывает исправно заносить деньги каждый год, а права свои знают далеко не все.

Если заметили в тексте опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии

Аноним

Обьявления

Hyundai Accent

Бензин, 1.3 л., Механическая, 1998, 138 700 км, Москва

Daewoo Matiz

Бензин, 0.8 л., Механическая, 2009, 90 292 км, Москва

Volkswagen Golf

Бензин, 1.4 л., Механическая, 2009, 72 000 км, Москва

Отзывы

Volkswagen Golf 2012 г.в.

Покупал новым в салоне, выбрал 1,4 TSI, DSG, комплектация Comfortline + допы. Обошелся в 850 деревянных рублей.
Hyundai Elantra 2006 г.в.

Приветствую всех! Моя Элантра досталась мне от отца моего соседа. Так как я каждый день наблюдал ее во дворе, то был полностью уверен в ее прошлом. Вл…
Mitsubishi Outlander 2006 г.в.

Митсу 2,4 на полном приводе и автомате в максимальной комплектации. Климат-контроль, кожаный салон, рейлинги на крыше, панорамный люк, парктроники, п…

В тему