Идем в гору: итоги российского авторынка в 2017 году

Кирилл Малышев, 15 января. Фото фирм-производителей.
Идем в гору: итоги российского авторынка в 2017 году

В минувшем году после четырех лет «минусов» продажи новых машин в России выросли почти на 12%. Несмотря на оптимизм этой цифры, в АЕБ затруднились дать прогноз на 2018 год.

На протяжении четырех лет, в 2013-2016 годах, продажи новых автомобиле в России падали. С 2,94 миллиона штук в 2012 году они сократились до 1,43 миллиона в 2016-м: более чем вдвое! Долгожданный просвет наступил только в прошлом году. Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи увеличились с 1 425 786 до 1 595 737 машин, на 11,9%. Рынок демонстрировал положительную динамику десять месяцев подряд. Если в январе-феврале спрос продолжал по инерции сокращаться, то с марта наступила пора устойчивого роста.

«Динамика декабрьских продаж осталась в гармонии с предыдущими месяцами: продажи улучшились в процентах на двузначную величину по сравнению с тем же месяцем прошлого года. Таким образом, несмотря на слабый старт в январе и феврале, за весь год продажи пассажирских и легких коммерческих автомобилей в России выросли на 11,9% год к году до уровня 1,596 миллиона штук. Рынку предстоит долгий путь возвращения к его прежнему размеру, но первый и очень важный шаг в правильном направлении сделан», - прокомментировал итоги года глава комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.

После этого должен был последовать прогноз организации на наступивший год, но… его не было. И это очень удивило, ведь АЕБ выдавала свои ожидания даже в самые кризисные годы, а теперь, кажется, настала светлая полоса. Однако не все так просто. По большому счету, позитивный фактор только один – рост продаж по итогам 2017 года. А вместе с ним существует продолжающийся рост цен на автомобили, падение доходов россиян, увеличившиеся акцизы на новые машины, новые правила промсборки и непопулярные меры, которые уменьшают интерес к личной машине в Москве (а это очень существенная часть рынка страны!). Кроме того, в нынешнем году власти собираются проиндексировать утилизационный сбор, что тоже внесет свою лепту в дело корректировки ценников в автосалонах. Существует прогноз, что в 2018-м автомобили могут подорожать на величину до 15%! Будем надеяться, этот сценарий не сбудется, но факт остается фактом: на рынке слишком много негативных факторов, которые могут помешать дальнейшему прогрессу. Не будем забывать и о том, что перманентно увеличивается стоимость топлива, страховки и обслуживания машины. Те, кто подходит к приобретению вдумчиво и рационально, тоже принимают это во внимание.

Lada чувствует себя уверенно, как никогда в последние годы. Вазовцы продали 311 588 автомобилей, перевыполнив производственный план, обнародованный год назад, в котором значилось 292 232 машины. Спрос на «Лады» рос быстрее рынка в целом: +17% за отчетные 12 месяцев. У финишировавшей второй марки Kia прогресс еще больше (+22%), но достать отечественный бренд корейцам все равно пока не по плечу. Россияне купили 181 947 автомобилей Kia. А уже от третьего места (Hyundai, 157 858 автомобилей, +9%) отрыв «Лады» двукратный. Компания Renault заняла четвертую позицию (136 682 автомобиля, +17%) и стала последней маркой, которой удалось перешагнуть отметку в сто тысяч экземпляров. Замыкает пятерку лидеров Toyota с нулевой динамикой и 94 238 автомобилями.

В десятку также вошли Volkswagen (89 469 машин, +21%), Nissan (76 000 машин, +8%), Skoda (62 302 машины, +12%), коммерческое подразделение ГАЗа (58 617 машин, +5%) и Ford (50 360 машин, +18%). Американский концерн вернулся в ТОП-10, вытеснив оттуда УАЗ. Отечественные внедорожники в минувшем году расходились на 15% хуже, чем в 2016-м, что и привело к откату вниз. Колоссальным успехом отметилась Mitsubishi. У «трех бриллиантов» рост на 45% по итогам года и на 191% в декабре. Конечно, это обратная сторона глубокого падения прошлых лет, но все равно результат внушает уважение. Datsun сумел подрасти на 31%, Mazda – на 20%. Для обеих марок это серьезный успех, ведь в их линейках всего по две модели: on-DO и mi-DO у «Датсуна», «шестерка» и CX-5 у «Мазды» (продажи остальных «японок» исчезающе малы).

Помимо УАЗа, неудачников 2017 года оказалось немного. Это Lexus (-2%), Lifan (-3%), Audi (-18%), Land Rover (-3%), Porsche (-8%). Как видите, большая часть брендов относится к премиум-сегменту. Он стал плохо себя чувствовать? Возможно, ведь у «Мерседеса» прогресса не было, а положительная динамика есть только у двух концернов: BMW увеличил продажи на 9%, Volvo – на 26%.

В нижней части таблицы обращают на себя внимание две строчки. Молодой бренд Genesis (люксовое подразделение Hyundai) неплохо зашел на наш рынок. Всего две недешевые модели за год нашли 1031 покупателя. А ведь линейка марки только формируется, и в ней еще нет ни одного кроссовера. Так что весь успех еще впереди. Выжившие дилеры SsangYong продали 123 внедорожника – за 12 месяцев! Марка явно не питает интереса к нашему рынку и, возможно, в 2018-м все-таки его покинет.

В 2016 году «Ладу Гранта» с первой позиции оттеснил Hyundai Solaris (90 380 автомобилей против 87 726). В 2017-м в лидеры вышел Kia Rio, причем серебряный «призер» не поменялся, это все та же «Гранта» (96 689 автомобилей против 93 686). Solaris скатился аж до четвертого места: всего 68 614 автомобилей и пропасть до лидеров. А «бронзу» рыночной статистики завоевала «Лада Веста». Тольяттинский флагман, самая дорогая вазовская модель нашла 77 291 владельца. В 2016-м она тоже продавалась полный год, но только набирала обороты, а потому и результат был ниже – 55 174 автомобиля. С выходом на плановую мощность производства универсалов «Веста» должна подняться еще выше. Полагаем, «Гранту» она в наступившем году легко обойдет.

Hyundai остается утешаться тем, что на пятой позиции финишировал кроссовер Creta (55 305 машин). Он, конечно, частично отобрал покупателей у родственника-«Соляриса», зато уверенно обошел всех соперников в классе B-SUV. Без боя сдались и многолетний лидер Renault Duster, и вышедший одновременно с «Кретой» Renault Kaptur. В модельном зачете обращает на себя внимание мощный рывок вседорожника Volkswagen Tiguan: рост спроса в 2,7 раза! В наступившем году «немец» может дать бой Toyota RAV4, ведь все остальные его соперники уже остались позади.

Напоследок отметим, что все модели из ТОП-25 рынка производятся на территории России. Последней у нас прописалась Toyota RAV4, которой импортная сборка, впрочем, не мешала быть заводилой в сегменте.

Будем надеяться, что опасения АЕБ не подтвердятся, и российский рынок продолжит выходить из крутого пике в 2018 году. Резкого всплеска никто и не ждет, но плюс в пределах 5% можно будет назвать хорошим результатом.

Если заметили в тексте опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии

Аноним

Обьявления

Ford Fusion

Бензин, 1.6 л., Механическая, 2008, 41 850 км, Москва

Volkswagen Passat

Дизель турбонаддув, 1.9 л., Механическая, 2008, 195 062 км, Москва

Suzuki Swift

Бензиновый, 1.3 л., МКПП, 2007, 84 000 км, Москва

Отзывы

Acura TL 2015 г.в.

Решил добавить сюда отзыв, так как не нашел раздела о модели TLX. Делюсь радостью от покупки Acura TLX. Комплектация максимальная с мощным мотором 290…
Nissan Qashqai 2010 г.в.

Приветствую. Прежде чем рассказывать о самом автомобиле, хочу рассказать о его выборе. Мы долго с женой гадали какую нам купить машину, сперва она мен…
Alfa Romeo 159 2008 г.в.

Автомобиль пригнал сам. Красная кожа, серебристый кузов, колеса Giugiaro. Большой багажник и нереальный вау фактор.

В тему