Полгода плохая погода

Кирилл Малышев, 12 июля 2015. Фото с сайтов avtomaniya.com, zacreditom.ru и kazanfirst.ru.
Полгода плохая погода

Производители и дилеры продолжают подсчитывать убытки от кризиса на российском рынке. Второй квартал года не оправдал надежд на облегчение ситуации, хотя падение могло оказаться куда большим.

В апреле – июне стало окончательно ясно, что обвал спроса продлится на российском рынке долго. Рубль, заметно укрепившийся по отношению к евро и доллару к концу первого квартала, дальше расти пока не готов и даже частично сдал отвоеванные позиции. Правда, и цифры на ценниках в дилерских центрах прекратили играть в чехарду и замерли на неприятном для большинства потенциальных покупателей, но все же относительно стабильном уровне.

Стимулировать продажи призваны сразу несколько мер. Продолжается действие программы утилизации, хотя ее успехи далеки от тех, что были в прошлый кризис. Последний выделенный государством транш в пять миллиардов рублей, по последней информации, предполагается «растянуть» до конца года. Вряд ли это получится, и тогда рынок недосчитается нескольких тысяч покупателей. Если денег все-таки хватит, то это… тоже плохо: значит, даже при таком стимуле люди не готовы расставаться с деньгами для крупных покупок. Кроме того, действуют скидки за сдачу машины в трейд-ин, программа лизинга, банковский сектор оживился и снова рассматривает заявки на кредиты.

На первый взгляд, ситуация начинает понемногу исправляться. Самый большой минус был зафиксирован еще в марте (-42,5%). Однако на самом деле дна рынок достиг месяцем позже. Несмотря на то, что апрельский итог оказался на один процентный пункт лучше (-41,5%), именно этот месяц оказался самым провальным за всю десятилетнюю историю статистики Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Своих владельцев нашли 132 456 машин. А дальше действительно наблюдалось нечто, похожее на традиционный сезонный всплеск спроса. Разумеется, со значительной поправкой на сложившуюся ситуацию: минус 37,6% в мае и минус 29,7% в июне.

«Пока нет повода расслабляться, но стоит отметить, что падение рынка по отношению к соответствующему периоду прошлого года менее драматичное, чем в предыдущие месяцы, начиная с февраля. Дела могли бы обстоять еще хуже, если бы не два фактора государственной политики, которые поддерживают рынок. Первый – это понижение ключевой ставки Центробанка, и второй – это продолжающаяся правительственная поддержка покупателей новых автомобилей. Основываясь на мнении своих членов, АЕБ обновила прогноз на 2015 год до 1,55 миллиона пассажирских и легких коммерческих автомобилей, что эквивалентно 36% снижению продаж по сравнению с 2014 годом», - высказал позицию организации председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер, комментируя итоги июньских продаж.

Впрочем, если рассматривать «успехи» российского рынка за несколько месяцев разом, то весь оптимизм мигом улетучивается. По итогам первого квартала минус составил 36,3%, по итогам полугодия – 36,4%. Остается надежда, что тенденция последних двух месяцев продолжится, и общий показатель начнет выправляться.

Большинство марок чувствуют себя неважно, и им приходится бороться буквально за каждого покупателя. Аутсайдеры все те же. Наибольшие потери за январь – июнь понесли Honda (-79%) и Suzuki (-73%), не имеющие производств в России, Peugeot (-77%) и Citroen (-74%) с неактуальным модельным рядом и примкнувший к ним SsangYong (-73%), которого не спасла сборочная площадка на Дальнем Востоке. Там же, за отметкой «минус 70%» пребывают самые авторитетные из китайских марок – Chery (-73%) и Great Wall (-71%). В зачете компаний из Поднебесной теперь лидируют Lifan и Geely. Впрочем, их падение тоже заметно больше среднерыночного: минус 54% и минус 59% соответственно. Любопытно, что на соседней ступени с «Джили» оказалась принадлежащая ей шведская Volvo, потерявшая за полгода 58% и ставшая худшей по этому показателю среди премиальных брендов.

Распродажа исчезающих с нашего рынка «Опелей» и «Шевроле», как мы и предполагали, замедлила падение продаж. «Немцы» выправили минус 80% первого квартала на минус 73% по итогам полугодия, «американцы» - минус 72% на минус 65% и при этом почти дотянулись до ТОП-10 самых популярных марок на нашем рынке. Недавно компании увеличили размер скидок, что может помочь дальнейшему улучшению статистики. К слову, в продаже решено оставить не только дорогие модели «Шевроле» и «Кадиллаки», но и кроссовер Opel Mokka. Машины на наш рынок будут поставляться из Белоруссии, где их сборкой займется компания «Юнисон».

Есть и те, за кого можно порадоваться в столь непростое время. «Лады» просели в июне всего на 12% и на 27% за шесть месяцев, что заметно меньше темпов рынка в целом. Подтверждается тезис о том, что на фоне конкурентов АвтоВАЗ чувствует себя увереннее в кризис, тогда как в «мирное» время он теряет позиции быстрее. В ударе и Ульяновский автозавод. Всего 2%-ное падение за шесть месяцев и тянущий на сенсацию рост на 13% в первый месяц лета!

Политика «демпинга» от Hyundai и Kia принесла заметные дивиденды. «Корейцы» потеряли за полгода 11% и 19% соответственно и уверенно занимают вторую и третью строки общего зачета. Замыкающие пятерку лидеров Renault и Nissan чувствуют себя далеко не так уверенно: минус 41% и минус 39% соответственно.

Mercedes показал результат на 3% хуже, чем в январе – июне 2014 года, но, похоже, подрастерял запас прочности. С марта реализация падала ускоряющимся темпом: -3% в марте, -9% в апреле, -12% в мае и уже -18% в июне. Зато компания вошла в десятку самых популярных марок нашего рынка: неслыханный успех для по-настоящему недешевого бренда!

Но подлинные «короли кризиса» - это Lexus и Porsche. Они умудрились улучшить продажи! Прогресс японцев составил 8% за полгода, немцев – все 18%. «Порше» в этом году в России покупают лучше, чем «Хонды» и «Чери».

Можно высказать осторожное предположение, что российский автомобильный рынок стабилизировался вслед за курсом рубля. Потребители понемногу привыкают к новым реалиям. Если национальную валюту не постигнут новые потрясения, то вторая половина года должна оказаться позитивнее первой.

Если заметили в тексте опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии

Аноним

Обьявления

Volkswagen Passat

Бензин турбонаддув, 1.8 л., Автоматическая, 2011, 101 554 км, Москва

Nissan X-Trail

Бензиновый, 2.5 л., Вариатор, 2008, 102 000 км, Москва

Mazda Tribute

Бензиновый, 3 л., АКПП, 2004, 125 000 км, Москва

Отзывы

Ford Fiesta 2011 г.в.
Ford Fiesta 1,3 у меня в одних руках 5,5 лет, езжу много по разным дорогам, бывает по сельским.
Citroen C5 2009 г.в.

Покупался по Trade In у официалов с пробегом 28000, по ПТС 2008. Электросиденья с памятью и массажем, парктроники, литье 18. Через три месяца после по…
Lifan X60 2016 г.в.
У многих есть недоверие к китайским автомобилям, я был из их числа, но изменил свое мнение. И вот почему: я купил китайскую машину и я доволен покупко…

В тему