Российский авторынок в 2016 году: Lada Granta больше не лидер

Кирилл Малышев, 13 января 2017. Фото фирм-производителей.
Российский авторынок в 2016 году: Lada Granta больше не лидер

Завершаем цикл статей об итогах ушедшего года статистикой продаж новых автомобилей от Ассоциации европейского бизнеса. В 2016-м спрос снизился еще на 11%.

В результатах 2016 года многие находят повод для оптимизма. Согласно годовому отчету Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) за минувшие 12 месяцев спрос на новые автомобили в России упал «всего» на 11%. Годом ранее аналогичный показатель был 35,7%. А в 2014-м минус в 10% мог бы быть больше, если бы не ажиотажный спрос на машины в последнем квартале из-за стремительно обесценивающегося рубля. Более того, в ноябре российский рынок сумел даже показать небольшой рост – на 0,6%.

И все-таки радоваться рано. Эксперты говорят о том, что нас ждет новая волна роста цен. Это случится в силу того, что автопроизводители до сих пор не компенсировали себе то падение рубля, которое случилось еще два года назад. Поэтому наблюдающееся в последнее время укрепление национальной валюты, увы, к уменьшению цифр на ценниках не приведет. Вдобавок не стремится выздоравливать и российская экономика в целом. Доходы населения продолжают снижаться, и в таких условиях многим становится не до покупки новой машины.

«Почти достигнутый баланс в продажах декабря к декабрю предыдущего года подводит черту под похожий баланс в рамках 4 квартала (-0.9% против аналогичного периода прошлого года). Сравнивая с двузначными цифрами падения в первые девять месяцев года, - это хороший результат. Рынок в целом по-прежнему нуждается в положительном развороте, но, очевидно, находится в процессе финального поиска дна. Продажи пассажирских и легких коммерческих автомобилей в 2016 году достигли 1,42 миллиона штук, что на 11% ниже 2015 года. АЕБ надеется, что в 2017 году у рынка есть потенциал закончить 4-летний период падения и вернуться к умеренному росту. Ожидается, что общий размер рынка будет равен 1,48 миллиона автомобилей или, иными словами, на 4% больше, чем в 2016 году», - полагает глава комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.

Кстати, прогноз АЕБ, данный год назад, не сбылся. Тогда предполагалось, что при сохранении мер господдержки падение продаж в 2016 году не превысит 5%. Так что и новые предсказания о 4%-ном росте можно считать излишне оптимистичными. Скорее всего, если ситуация останется такой же, как в 2015-2016 годах, можно надеяться на условную стабилизацию рынка: нулевой рост или небольшое падение на 1-2%.

Пятерка лидеров с прошлого года не изменилась: компании даже расставлены на тех же местах. Лидирует с внушительным отрывом Lada (266 296 проданных автомобилей). В упорной борьбе Kia (149 567 автомобилей) вновь одержал верх над Hyundai (145 254 автомобиля). За пределами «призовой тройки» остались Renault (117 230 автомобилей) и Toyota (94 568 автомобилей). Остальные не дотянулись даже до планки в 75 тысяч машин, лучший из которых – Volkswagen (74 221 автомобиль).

Наименьшим падением из лидирующей группы отметился АвтоВАЗ. «Лады» покупали лишь на 1% хуже, чем годом ранее. Неплохо выступили и «Рено» с «Тойотой», просев лишь на 3-4%. Hyundai и Kia упали на 9-10%, что сопоставимо с результатом всего рынка в целом. В ТОП-10 марок сразу три смогли добиться положительной динамики. Реализация УАЗа и «Шкоды» улучшилась на 1%, а коммерческих автомобилей ГАЗ – сразу на 9% (в декабре – сразу на 47%!). Хуже прочих выглядит Nissan, у которого минус достиг 23%.

Если в 2015 году Lexus прогрессировал на 6%, то в 2016-м – уже на 19% (24 117 машин). По ежемесячным продажам японская марка почти догнала Mercedes, хотя по итогам года проиграла и ему (36 888 машин), и BMW (27 507 машин). Позади осталась только Audi (20 705 машин). Из премиального сегмента отметим также успех «Ягуара». Благодаря появлению в линейке кроссовера и новым седанам XE и XF спрос вырос на 113%, хотя абсолютные цифры остаются скромными, всего 2 073 проданных автомобиля.

Из марок, теряющих клиентов, выделим Datsun и Mitsubishi. У первой всего две модели в бюджетном сегменте, который сильнее прочих страдает от кризиса. Результат – минус 41%, хотя в декабре компания сумела показать небольшой плюс. Кстати, похожая ситуация у «Хонды». С годовым падением на 62% в последнем месяце фирма вышла в плюс на 17%. У «трех бриллиантов» тоже не все в порядке с модельной линейкой: легковушек нет вовсе, а кроссоверы уже немолоды. Pajero Sport стал единственной новинкой, но цена отпугивает – от 2,8 миллиона рублей! Так что итог закономерен: падение на 53%.

В нижней части таблицы образовалась дружная компания из трех марок. В 2015 году Suzuki, Peugeot и Citroen просели на 67%, 73% и 72% соответственно. В 2016-м – на 31%, 36% и 31%. В число лидеров рынка они никогда не входили, но в кризис скатились еще ниже.

Смена лидера в модельном зачете, которая могла произойти еще в 2015 году, случилась только сейчас. С начала года Hyundai Solaris захватил верхнюю строчку в статистике и не отдавал ее. «Ладе Гранта» оставалось довольствоваться вторым местом, но и его тольяттинская модель чуть было не упустила. За 12 месяцев владельцев нашли 87 726 «Грант» и 87 662 Kia Rio. Еще немного, и российский бестселлер скатился бы на «бронзовую» позицию.

На четвертую строчку ворвалась «Лада Веста» (55 174 машины). Вопреки прогнозам скептиков, недешевая вазовская новинка неплохо расходится. Она опередила, в частности, Volkswagen Polo (47 702 машины) и Renault Logan (29 565 машин). А вот XRAY (19 943 машины) до высоких позиций не дослужился, заняв по итогам года лишь 18-е место. Он не стал лидером даже в своем сегменте, хотя является самым доступным его представителем!

В классе кроссоверов продолжает первенствовать Renault Duster (44 001 автомобиль). Его не смогли достать ни Toyota RAV4 (30 603 автомобиля), ни Chevrolet Niva (19 844 автомобиля). Однако уже в следующем году лидер, вероятно, сменится. Менее чем за полгода продаж Hyundai Creta разошелся тиражом в 21 929 экземпляров и в «абсолюте» добрался до 15-го места. Предпосылок к тому, чтобы покупатели разлюбили корейскую новинку, нет. Утешением французской марке мог бы стать прямой конкурент «Креты» Renault Kaptur, но он пользуется меньшим покупательским интересом, нежели «кореец». В ТОП-25 моделей по итогам года он не вошел, то есть не дотянул и до 15 000 проданных экземпляров, хотя поступил к дилерам чуть раньше «Креты».

Если заметили в тексте опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии

Аноним

Обьявления

Toyota Camry

Бензин инжектор, 2.4 л., Автоматическая, 2011, 80 008 км, Москва

Hyundai Grandeur

Бензиновый, 3.3 л., АКПП, 2006, 87 000 км, Москва

Skoda Superb

Бензин, 1.8 л., Автомат, 2013, 4 766 км, Москва

Отзывы

Lada ВАЗ 2105 1994 г.в.

После того как вернулся из армии понял, что существование в Москве без автомобиля сродни мазохизму, и подужавшись накопил на свою первую подержаную пя…
Chevrolet Lacetti 2009 г.в.

Всем привет! Хочу рассказать про мою первую машину. Обсуждали предстоящую покупку всем офисом, там был и Ваз 2112 и Nexia и Fiat. После долгих перепал…
Chevrolet Aveo 2012 г.в.

Всем привет! Хочу поделиться своей радостью от вождения Chevrolet Aveo. Машине пол года, за это время она ни разу меня не разочаровала и вызывает толь…

В тему