Lada, АЗЛК, УАЗ • Забытые слова: прозвища отечественных автомобилей. ВАЗ, УАЗ, АЗЛК

Кирилл Малышев, 31 мая. Фото фирм-производителей.
Забытые слова: прозвища отечественных автомобилей. ВАЗ, УАЗ, АЗЛК

Практически каждая популярная модель машины получает новые имена в довесок к официальному. Ими ее награждают сами автомобилисты, причем логика появления «клички» может быть самой разной.

Зачем вообще машинам давались прозвища? Самый простой ответ – случаи, когда у модели нет собственного «имени», вместо него лишь цифры индекса. Согласитесь, выговаривать каждый раз ВАЗ-21013 или ГАЗ-31105 не совсем удобно. Однако далеко не всегда причина только в сложнопроизносимом названии машины. Некоторые «клички» к автомобилям приклеивались за какие-либо характерные черты или особенности.

АвтоВАЗ

И начнем мы с АвтоВАЗа, продукции которого доставалось едва ли не больше всех. Само предприятие в народе величают ТАЗ, ведь по строгой логике советских обозначений он должен был стать Тольяттинским автомобильным заводом. Неблагозвучие этой аббревиатуры поняли сразу, и завод стал Волжским. Но народ не обманешь, и в соответствии с уровнем качества машины родом из Тольятти все-таки стали «тазами».

«Жигули» называли и «Кирпичами» за характерную форму, «Ведроидами» (все за то же качество изготовления) и даже «Жутью». Не все знают, что были они и «Консервной банкой» (или просто «Консервой»). Именно так прозвали только что вышедший ВАЗ-2101 за тонкий по сравнению с «Волгами» и «Москвичами» металл. А всем известное название «Копейка» появилось далеко не сразу, только в конце XX века.

Прозвища для машин Волжского автомобильного чаще всего образовывались от цифр индекса. Некоторым везло, и их народные имена не были обидными. Пятую модель водители ласково звали «Пятачком» и «Петриком», седьмую - «Семеном» и «Семафором». А вот ВАЗ-2106 народный креатив охватил по полной программе: «Шаха», «Шайтан», «Шакал», «Шахтёр»… Приятного в таких эпитетах мало.

Сразу же после выхода на рынок хэтчбеки 2108 и 2109 за свой характерный передок получили прозвище «Зубило». Оно же досталось «Самарам» с уже переоформленной внешностью, в том числе – «Самарам-2». Ну а в целом переднеприводники ВАЗа прозвали «Погремушками»: уж больно шумным оказался пластик на фоне «Жигулей»! Зато седан ВАЗ-21099 иногда удостаивался «солидного» прозвища «Чемодан».

Не обошли вниманием наши сограждане и 2110. Образованные от цифрового обозначения «Чирик» и «Червонец» употребляли куда реже метких эпитетов на тему дизайна седана: «Обмылок», «Матрёшка», «Беременная антилопа»… Их частично унаследовал и универсал 2111, который прозвали «Куском мыла» и «Беременной коровой».

Но больше всего жители нашей страны любили городскую кроху «Оку», ВАЗ-1111. Досталось ей больше всех: «Окунь», «Окурок», «Бешеная табуретка», «Скворечник», «Сумка на колесах», «Креветка», «Капсула смерти», «Выкидыш КАМАЗа», «Брелок от БЕЛАЗа». И, кстати, ставшее крылатым выражение «20 минут позора, и я на даче» изначально относилось именно к этому советскому хэтчбеку.

Когда в конце 1990-х годов минивен на шасси «Нивы» получил название «Надежда», его быстро окрестили «Безнадёгой». Было за что: выглядел автомобиль жутковато, под стать внешности было и качество изготовления. Другие его народные имена - «Одежда» и «Константиновна» (намек на Надежду Константиновну Крупскую).

И до сих пор наши автолюбители не обделяют полетом своей фантазии все новинки, которые сходят с конвейера АвтоВАЗа. Так, «Калину» иронично зовут «Крыжовником», «Кониной», «Хомяком» и даже, простите, «Фекалиной». «Весту» по мотивам рекламной кампании стали звать «Невестой», а кроссоверу XRAY быстро переделали непонятное официальное название в простое русское «Хрей».

На этом фоне выделяется разве что «Нива». К ней российские автомобилисты прониклись искренним уважением, ведь даже после десятилетий и смены официального названия, она была и остается только «Нивой».

УАЗ

Если автомобилям, сошедшим с конвейера Ульяновского автомобильного завода, и доставалось меньше народного креатива, то только по причине меньшего числа моделей. История предприятия началась со сборки ГАЗ-69, так что неудивительно, что на первую самостоятельную модель предприятия – УАЗ-469 – перекочевало прозвище «Козел», или ласковое «Козлик». Это не желание оскорбить, а всего лишь констатация факта: обе машины не отличались плавностью хода и отчаянно «козлили». Так же зовут и их прямого потомка, который теперь официально зовется по-иностранному – UAZ Hunter. А уж как досталось милицейской версии машины! «Бобик», «Коробок», «Мусоровоз». Некоторые также называли машину на украинский манер: «ЦеМентовоз».

Не менее легендарная модель завода – УАЗ-452. За округлые формы машину сразу же прозвали «Буханкой» и «Булкой», а версия для «Скорой помощи» называлась «Таблетка» или «Санитарка». Грузовичок с бортовой платформой метко окрестили «Головастиком». И сейчас эти «клички» используются чуть ли не в официальной прессе, что куда удобнее длинных и запутанных цифровых индексов. А главное, сразу понятно, о чем идет речь.

Флагманский внедорожник Patriot получил прозвища «Патрикей» и «Патрик».

АЗЛК

Ранние модели АЗЛК, 400 и 401, получили прозвище «Хоттабыч», 412-й звали «Барсиком», все «Москвичи» в целом – «Маскарадами», а вот над хэтчбеком АЗЛК-2141, появившимся в 1980-х, острословы поиздевались на славу. Чаще всего он был «Космичом» или «Азлыком», что созвучно официальному имени. Экспортная версия «Алеко» быстро трансформировалась в «Калеку», модификация с двигателем Renault стала «Реногором» (по аналогии с официальным «Святогором»), а удлиненное исполнение «Князь Владимир» моментально прозвали «Длинным» и «Вовкой-морковкой».

Lada в каталоге

Купить Lada От 30 000 Р

Lada с пробегом
1 предложение

Купить АЗЛК

АЗЛК с пробегом

УАЗ в каталоге

Купить УАЗ От 358 000 Р

УАЗ с пробегом
1 предложение
Если заметили в тексте опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии

Аноним

Обьявления

Lada 2101

Бензин, 1.3 л., МКПП, 1975, 223 000 км, Чита

УАЗ Patriot

Бензиновый, 2.7 л., МКПП, 2006, 130 000 км, Москва

Peugeot 407

Бензин, 1.8 л., Механическая, 2008, 39 200 км, Москва

Отзывы

Lada ВАЗ 2114 2006 г.в.

Решил поделиться опытом обладания 14 модели жигулей, может кому что пригодится. За ошибки не гнобите, в школе не был отличником.) Это моя вторая маши…
Skoda Yeti 2011 г.в.

Привет всем! Йети я приобрел по счастливому стечению обстоятельств, когда мне в сервисе сказали, что пассат надо сливать, из-за ближайших существенных…
Mitsubishi Lancer 2005 г.в.

Привет всем! Как вы уже догадались по фото, я хочу рассказать о своем Митсу в кузове универсал. Много всего мы с ним повидали за 8 лет и аварии и поез…

В тему