Сезам, откройся: история автомобильного ключа

Кирилл Малышев, 17 февраля. Фото компаний BMW, Audi и с сайта zr.ru.
Сезам, откройся: история автомобильного ключа

Мы стоим на пороге эпохи, когда ключ от дверей и замка зажигания машины окончательно уйдет в прошлое, уступив место смартфону или даже чему-то более футуристичному. Вспомним, какой путь прошел этот элемент автомобиля.

Первым автомобилям больше ста лет назад никакие ключи были не нужны по целому ряду причин. Во-первых, закрытых кузовов тогда еще не существовало: запирать было попросту нечего. Во-вторых, угон еще не зародился в принципе. Куда и как ехать, если самих машин и подходящих дорог единицы, а сложность новомодной конструкции заставляет постоянно ее регулировать, обслуживать и ремонтировать? Ну а в-третьих, уровень развития технологий еще не достиг нужного уровня.

Запускали двигатели в конце XIX – начале XX века «кривым стартером». Изогнутая рукоятка вставлялась в специальный паз ниже радиатора, проходила в недра двигателя и напрямую приводила в движение коленвал. Вращать ее нужно было с определенной сноровкой, чтобы и мотор оживить побыстрее, и себя не покалечить.

Любопытно, что и десятилетия спустя, когда привычный нам сегодня ключ зажигания стал обыденностью, «кривой стартер» на ряде моделей сохранялся в качестве резервного пускового устройства. Им было удобно воспользоваться, например, при севшем аккумуляторе. Даже в 1990-е годы в российских дворах не так уже редко можно было встретить владельцев «Жигулей», «Волг» и классических «Москвичей», орудовавших рычагом. Не говоря уже о грузовых ЗИЛах и «газонах», для которых такой альтернативный способ в силу изношенности использовался едва ли не чаще основного.

В 1910-1920-е годы в обиход входит электрический стартер. Появляются и первые ключи зажигания. Их форма заметно отличалась от нынешней. Дело в том, что тогда они не несли никакой «запирающей», противоугонной функции. Ключи служили для замыкания электроцепи, включения зажигания. Нередко вместо них использовались тумблеры с положениями «вкл» и «выкл».

Распространение автомобилей (в первую очередь – в США и в Европе) породило связанные с ними преступления и, как следствие, понимание того, что транспортным средствам необходима защита от угона. Тут весьма кстати вошли в обиход закрытые цельнометаллические кузова, так что проблем с ограничением доступа в салон стало меньше. Ключи обрели приближенную к современной форму, а замки стали применять на дверях и приборной панели.

С годами конфигурация жала ключа менялась: производители стремились усложнить преступникам жизнь. Получалось не очень хорошо, поэтому с середины XX века начали получать распространение различные дополнительные противоугонные устройства: механические, электрические, заводского производства или придуманные гаражными умельцами для себя и знакомых.

К началу – середине 1990-х годов на иномарках стали частью обязательного оборудования как минимум иммобилайзеры, а то и штатные сигнализации. Соответственно, усложнились и ключи. В них начали встраивать чип, который бортовая электроника должна была «увидеть» перед тем, как дать добро на запуск двигателя.

Одновременно стремительно распространился так называемый центральный замок с дистанционным управлением. Личинки замков на дверях и крышке багажника становятся анахронизмом и, как в свое время «кривой стартер», остались в качестве резервного способа доступа в автомобиль. Замки разблокируются нажатием кнопки на самом ключе зажигания или брелоке сигнализации (если она нештатная). Причем все сразу: больше нет нужды открывать пассажирам двери изнутри.

Но все это справедливо для иномарок. Российский автопром до середины 2000-х годов не баловал потребителей техническими изысками. Разные ключи от дверей и замка зажигания были нормой, заводской иммобилайзер – редкость, а сигнализацию и центральный замок на заводах не ставили вовсе. Ключи с кнопками управления появились только к концу 2000-х. Сначала их внедрил АВТОВАЗ, позже подтянулся УАЗ («Ижи», «Москвичи» и «Волги» до такой роскоши не дожили). К этому моменту в Европе уже перешли на ключи со складным жалом. Очень удобное решение: такой и выглядит стильно, и карман не порвет.

XXI век вообще открыл новую эпоху в электронном мире. Прогресс понесся вперед с невиданной силой, одни новшества не успевают входить в обиход, как их сменяют другие. За неполные 20 лет ключ зажигания сначала стал складным. Затем он спрятал жало в свои недра навсегда, превратившись в брелок или карту. Для запуска мотора его нужно вставить в специальный слот на приборной панели, а то и вовсе нет нужды доставать из кармана: электроника «учует» чип на расстоянии. Соответственно, для оживления двигателя делают уже не поворот ключа, а нажимают клавишу.

Открывать двери нажатием кнопки на брелоке тоже необязательно: машина узнает хозяина и по лежащему в кармане ключу. Замки разблокируются в тот момент, когда владелец тянет на себя ручку двери.

И это еще не конец! Автопроизводители один за другим демонстрируют системы доступа в машину по смартфону. Скоро именно он, а не отдельный брелок будет выступать в качестве метки. Хотя почему «скоро»? Это уже реализовано, например, на каршеринговых автомобилях. А еще у десятков брендов есть фирменные мобильные приложения, которые позволяют открывать замки на любом расстоянии – был бы доступ к сети.

Сложно представить масштабы катастрофы от потери телефона в будущем: можно остаться и без денег на банковской карте, и без автомобиля! Но ключи все равно не вымрут. Брелок с чипом будет служить резервом на случай внезапной гибели или утраты смартфона. Да и спрятанное в нем жало тоже наверняка сохранится – для доступа в салон или багажник при севшем аккумуляторе.

Если заметили в тексте опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии

Аноним

Обьявления

Volkswagen Jetta

Бензин, 1.4 л., Механическая, 2011, 94 000 км, Москва

Chevrolet Lacetti

Бензин инжектор, 1.6 л., Механическая, 2011, 55 201 км, Москва

Chevrolet TrailBlazer

Бензиновый, 4.2 л., АКПП, 2005, 87 000 км, Москва

Отзывы

Ford Focus 2007 г.в.

цвет серый металлик, седан 200 г.в., дв. 1.6/100 л.с., МКПП, 2AIRBAG, ABS, ГУР, музыка, электростекла, бортовой компьютер, регулировка сидений, регули…
Subaru Impreza 2008 г.в.

2-литровая Импреза на ручке и полном приводе. Комплектация: Ксенон, DVD –магнитола, камера заднего вида, понижайка, стабилизация на скользкой дороге.
Nissan Note 2008 г.в.

2008 год Tekna 1,6 механика, Климат, ABS, ESP, и прочие нештяки

В тему