Шесть степеней свободы: что обозначают уровни автопилота машины?

Кирилл Малышев, 17 марта. Фото компаний-производителей, инфографика с сайта auto.mail.ru.
Шесть степеней свободы: что обозначают уровни автопилота машины?

Международная организация SAE несколько лет назад стандартизировала разделение автомобилей по уровням автоматизации вождения. Всего их шесть – от нулевого до высшего пятого.

Не стоит думать, что к нулевому уровню автоматизации вождения относится любая самая примитивная машина. Несмотря на свой низкий статус в иерархии, он подразумевает наличие ряда современных систем. Согласно классификации SAE J3016, у машины должны присутствовать, к примеру, система контроля мертвых зон, функция предупреждения о выходе из занимаемой полосы, экстренное автоматическое торможение.

При нулевом уровне автопилота водитель все делает за рулем сам. Электронные ассистенты лишь предупреждают его об угрозах. Единственное исключение – самостоятельное торможение. Но и оно срабатывает не превентивно, а только в самый последний момент. Как правило, в этом случае система функционирует в ограниченном диапазоне скоростей. Зачастую – только в городе, когда автомобиль едет не быстрее 50-60 км/ч.

Так что дедушкина «Волга» и даже современные иномарки В-класса из числа представленных на российском рынке – это еще «минус первый» уровень автоматизации.

Автопилот первого уровня тоже ничего особенно сам не делает. В обязанностью водителю вменяется держать обе руки на руле, ноги – на педалях, смотреть на дорогу и в зеркала. Ассистенты активной безопасности чуть умнее, чем на машинах нулевого уровня. Они помогают подруливать или ускоряться и тормозить. Но только что-то одно!

Так, для причисления к первой стадии автоматизации автомобилю достаточно иметь адаптивный круиз-контроль, который поддерживает скорость с учетом дистанции до едущей впереди машины. Например, если при выставленных водителем 100 км/ч автомобиль впереди едет 90 км/ч, «круиз» будет ехать на 10 км/ч медленнее заданной скорости и выйдет на нее, только когда полоса окажется свободна. Или же вместо активного круиз-контроля может стоять система удержания в полосе. Но не банальная «предупреждалка», а с функцией самостоятельного подруливания.

Уровень два – это умный круиз-контроль и система подруливания, работающие вместе. В Европе и Японии их нынче ставят даже на хэтчбеки В-класса массовых брендов, не говоря уже о премиуме и машинах классом выше. Проще говоря, автомобиль третьей стадии автоматизации в определенных обстоятельствах умеет ехать сам, однако требует при этом от водителя полной бдительности: руки убирать с руля не разрешается. На российском рынке такими способностями обладают, к примеру, среднеразмерные кроссоверы в дорогих комплектациях. Иными словами, экзотикой не назвать, но и до популярности далеко.

Автопилот следующего уровня (третьего по нумерации и четвертого по счету) – первый, который позволит водителю по-настоящему расслабиться. Активировав умных помощников, сидящий за рулем человек отстраняется от процесса управления машиной. В качестве яркого примера можно привести адаптивный круиз-контроль с функцией движения в пробке. Автомобиль сам понимает, когда поток трогается, и тоже начинает ехать.

Важная ремарка. Автопилот третьего уровня дееспособен в условиях, близким и идеальным. Ему требуется – как минимум – хорошая видимость разметки. Системы этого класса не всегда адекватно реагируют на нештатную ситуацию (например, резко перестроившийся в ряд автомобиль), не способны остановиться на красный сигнал светофора. Чуть что пойдет не так, и электроника снимет с себя полномочия. Водитель услышит звуковое предупреждение и должен будет тут же принять управление на себя.

Автопилот уровня три на сегодняшний день стал нормой на дорогих моделях. И не только премиальных марок. Так, этими функциями обладает Volkswagen Touareg последнего поколения и некоторые другие автомобили этой марки.

Четвертый и высший пятый уровни автоматизации вождения пока на серийных машинах не внедрены. Эти типы умеют ездить без подстраховки человека в самых разных условиях. Отличия лишь в том, что четвертая стадия создается с прицелом работы на закрытых территориях или фиксированных маршрутах (общественный транспорт, шаттлы, заводской или складской транспорт), а пятая – как абсолютно самостоятельная система высшего уровня развития.

Производители уверяют, что техника полностью готова. Вот только пока нет ясности, кто будет нести ответственность в случае аварии. Ведь водитель с полным правом может спать или читать, а автомобилю с автопилотом такой степени развития дозволяется не иметь руля и педалей.

Если делать виноватым человека, сложно будет пиарить новинку как полноценный автопилот. Компании же отвечать пока не готовы. Вот когда на дорогах будут доминировать роботы, тогда можно с большой долей уверенности утверждать, что автоматика не подведет. А пока беспилотники окружены непредсказуемыми людьми, шансы попасть в аварию у них ненамного ниже, чем у человека.

Судя по всему, скоро законодательный вопрос все-таки разрешится, и следующее десятилетие в автомобильной отрасли пройдет под знаменами автопилота и электромобилей.

Если заметили в тексте опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии

Аноним

Обьявления

Subaru Outback

Бензин, 2.5 л., Автомат, 2010, 92 000 км, Москва

Peugeot 308

Бензин инжектор, 1.6 л., Механическая, 2012, 40 678 км, Москва

Hyundai Elantra

Бензин, 1.6 л., Автомат, 2009, 74 115 км, Москва

Отзывы

Nissan Note 2008 г.в.

2008 год Tekna 1,6 механика, Климат, ABS, ESP, и прочие нештяки
Skoda Fabia 2008 г.в.

Выбирали с женой машину по следующим параметрам: экономичная, компактная и недорогая. Рассматривали вариант Opel Corsa, Ford Fiesta и Skoda Fabia. Fie…
Acura TL 2015 г.в.

Решил добавить сюда отзыв, так как не нашел раздела о модели TLX. Делюсь радостью от покупки Acura TLX. Комплектация максимальная с мощным мотором 290…

В тему