«Ё-мобили»: вопрос веры

«Ё-мобили»: вопрос веры

Темпы реализации прохоровского проекта на фоне стагнирующего десятилетиями российского автопрома действительно выглядят как прорыв.

22 ноября 2010
Источник: CarClub.ru

Для своего инновационного творения, первого в России массового гибридного автомобиля, крупный бизнесмен и глава Группы «Онэксим» Михаил Прохоров выбрал по-своему гениальное название «Ё». «Что и говорить, Ё никого не оставит равнодушным, потому что это круто», — написал в своем блоге Прохоров.

Изначально имя для нового автомобиля хотели придумывать «всем миром». Однако интернет-пользователи не смогли «предложить достойное название». Но свое дело эта пиар-кампания выполнила, о машине заговорили все. Оказалось, что самым лучшим именем для проекта «Городской автомобиль» является имя «Ё», в духе современных трендов (в качестве примера Прохоров приводит i-pod) и исконно русским наполнением.

Под «Ё» подведена целая, весьма содержательная, философия с лозунгами «ё во всём! будущее за ё! ё — вперёд!», которые должны убедить даже самый закоренелых скептиков в том, что разработчикам удастся вывести на отечественный рынок гибридный автомобиль в разнообразных вариантах исполнения, с современным дизайном и доступной стоимостью. С учетом того, что такой автомобиль заявляется как российский, вышеперечисленные определения по привычке звучат как взаимоисключающие понятия. Тем не менее, «ё-мобили» уже рекламируются по телевидению. В декабре нынешнего года широкой публике будет представлен «живой» тестовый образец модели, производство которой начнется в конце 2012 года. Только прежде потребуется построить и запустить в эксплуатацию завод, что Прохоров и «Онэксим», а также партнер, компания «Яровит», рассчитывают сделать в 2011 году.

Вот так, достаточно быстро, от сделанных в январе нынешнего года заявлений о намерении разработать «народный автомобиль» до создания производственных мощностей уже в следующем году? Темпы реализации прохоровского проекта на фоне стагнирующего десятилетиями российского автопрома действительно выглядят как прорыв. Только что заставит покупателя остановить свой выбор на «ё-мобиле», который для большинства российских автомобилистов выглядит как чудаковатый и непонятный продукт? Цена в 350 000 рублей?

О том, что Прохоров и Группа «Онэксим» вынашивают планы по выпуску «с нуля» недорогих автомобилей, изготовленных с применением новых технологий, стало известно в начале нынешнего года. Проект получил «зеленый свет» от премьера Путина, который высказался за «скорейшую проработку с заинтересованными министерствами и ведомствами». Действительно, инновационная российская машина — это в духе объявленной президентом Дмитрием Медведевым всеобщей «ура-модернизации». Под стать этому были и первоначальные заявления авторов проекта. Так, например, Бирюков заявил, что «Городской автомобиль» обязательно должен быть экологичной машиной, работать на природном газе.

И вот уже летом в Сети появились первые изображения «Ё»-мобилей, версии в кузове хэтчбек и кроссовер, с дизайном, «разработанным за 180 дней». На фоне ранее представленных изображений с претензией на футуристичность эти машины в действительности выглядят «по-человечески». Да еще и со своей изюминкой: двухцветным кузовом. Пятидверный хэтчбек, который должен стать базовой моделью в линейке «Ё»-мобилей, адресован широкому контингенту покупателей. Для молодежи предложен двухдверный кроссовер с высоким клиренсом и внедорожным «арсеналом». Автомобили будут оборудованы 70-сильным электромотором на литий-ионных аккумуляторах, а также 600-кубовым ДВС, которым сможет работать в том числе и на природном газе. Заявленный разработчиками автономный пробег составляет 400 км, при этом максимальная скорость машины может достигать 120 км/ч. Однако куда более интересной выглядит цена, которую авторы «Ё»-мобилей обещают удержать в пределах 450 000 рублей.

Так все-таки «Ё»-мобиль — это прорыв или бахвальство «Онэксима», которое к автомобильному производству ранее вообще не имело никакого отношения? Те, кто «в теме», склоняются к первому варианту. Да и мировая практика показывает, что гибридные машины по своей популярности у широкой покупательской аудитории не могут пока потеснить классические машины. Высокие продажи гибридов в мире — это почти всегда следствие стимулирующих государственных мер. Без денежного бонуса такие авто становятся достаточно дорогостоящей покупкой для массового покупателя.К тому же гибриды обходятся недешево и для самих автомобильных компаний, такие проекты требуют затрат на создание новых технологий, на их внедрение в массовое производство. Еще больше средств приходится затрачивать в случае, если такое производство надо строить «с чистого листа». Совместное предприятие, которое будет построено при финансировании Группы «Онэксим» (размер инвестиций составит 150 миллионов евро), будет выпускать до 10 000 автомобилей в год. При том, что стоимость одного «Ё»-мобиля не превысит 450 000 рублей, рентабельность такого производства можно поставить под вопрос. Весьма странно, ведь Прохоров – бизнесмен, и ему ли не понимать важность прибыльности производства. Или он на самом деле не знает, что такой автомобиль необходимо разрабатывать с учетом технологий серийного производства, а для этого нужна серьезная работа и команда профессионалов, которые смогут сделать не только «дизайн за 180 дней»?

Внедрение нового продукта требует создания технической и маркетинговой базы. Мало просто нарисовать машину, надо ее собирать в необходимом количестве и продавать в достаточном объеме. Разработчики уверены, что оригинальный бренд, «свежий» дизайн, простая конструкция и эффективное техническое оснащение привлечет к «Ё»-мобилям молодых покупателей. Нижняя планка стоимости — 350 000 рублей за хэтчбек — это отнюдь не та цена, которая доступна, к примеру, обычному студенту. А те, кто сможет заплатить даже 450 000 рублей, предпочтут уже «обкатанную» в России модель, автомобиль производства «АвтоВАЗа» или «бюджетник» Renault Logan — по крайней мере, так заявляют эксперты. Действительно, ведь обычный автомобилист при выборе машины думает не только о ее стоимости, но и о стоимости владения, а также о возможностях обслуживания. Интересно, проводили ли исследования ожиданий целевой аудитории разработчики «Ё»-мобиля или ограничились сбором мнений общественности в своем блоге?

Непонятно, как «Онэксим» и «Яровит» будут решать те вопросы, которые проект ставит уже на первых стадиях своей реализации. И главное, за чьи деньги. Будет ли Прохоров увеличивать размер инвестиций или привлечет другие средства? Тем более что в России сейчас активно приветствуется появление современных проектов, для этого даже «Сколково» строят, не жалея денег.

Кстати, многие обсуждающие сейчас проект «Ё»-мобилей вспомнили «автомобиль» Бориса Березовского. В 90-ых тот организовал Автомобильный всероссийский альянс (AVVA) и заявил о намерении выпускать народные автомобили на сборочной линии в Тольятти. Основной признак «народности» оказался в том, что с народа через продажу сертификатов собрали более 50 миллионов долларов. Естественно, ни одной машины предприятие не выпустило, а сертификаты очень быстро обесценились. Сравнивать AVVA с «Ё»-мобилями можно с натяжкой, ведь пока Прохоров вкладывает в развитие «народного автомобиля» собственные средства, а в силу дерзости и инновационности проекта вполне может рассчитывать на определенную поддержку государства.

Сергей Василенков

Если заметили в тексте опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии

  • Аноним
    Аноним, 22 ноября 2010
    0 - +

    На телевидении уже началась РЕКЛАМА Ё-автомобиля. Во многих печатных изданиях только о неми пишут! Везде реклама, реклама, реклама.....

Аноним

Обьявления

Toyota Corolla

Бензин инжектор, 1.6 л., Автоматическая, 2010, 30 457 км, Москва

Audi A6

Дизель, 3 л., Автомат, 2009, 142 600 км, Москва

Fiat Ducato

Дизель турбонаддув, 2.2 л., Механическая, 2008, 132 636 км, Москва

Отзывы

Nissan Almera 2008 г.в.

Машина в моих руках два года, покупал через знакомого, у которого свой салон, так как сам на тот момент не имел должного опыта в выборе автомобилей. И…
KIA Optima 2012 г.в.

Искал солидную машину до миллиона, выбор был между Мондео и Оптимой. Мондео выглядит очень печальным, передняя оптика как глаза нашкодившего щенка, но…
Hyundai Solaris 2011 г.в.

Всем привет! Хочу рассказать о своих впечатлениях после покупки Соляриса. Начну с предыстории. К тому моменту как появился Солярис, я уже почти накопи…

В тему