«Ё-мобили»: вопрос веры

«Ё-мобили»: вопрос веры

Темпы реализации прохоровского проекта на фоне стагнирующего десятилетиями российского автопрома действительно выглядят как прорыв.

22 ноября 2010
Источник: CarClub.ru

Для своего инновационного творения, первого в России массового гибридного автомобиля, крупный бизнесмен и глава Группы «Онэксим» Михаил Прохоров выбрал по-своему гениальное название «Ё». «Что и говорить, Ё никого не оставит равнодушным, потому что это круто», — написал в своем блоге Прохоров.

Изначально имя для нового автомобиля хотели придумывать «всем миром». Однако интернет-пользователи не смогли «предложить достойное название». Но свое дело эта пиар-кампания выполнила, о машине заговорили все. Оказалось, что самым лучшим именем для проекта «Городской автомобиль» является имя «Ё», в духе современных трендов (в качестве примера Прохоров приводит i-pod) и исконно русским наполнением.

Под «Ё» подведена целая, весьма содержательная, философия с лозунгами «ё во всём! будущее за ё! ё — вперёд!», которые должны убедить даже самый закоренелых скептиков в том, что разработчикам удастся вывести на отечественный рынок гибридный автомобиль в разнообразных вариантах исполнения, с современным дизайном и доступной стоимостью. С учетом того, что такой автомобиль заявляется как российский, вышеперечисленные определения по привычке звучат как взаимоисключающие понятия. Тем не менее, «ё-мобили» уже рекламируются по телевидению. В декабре нынешнего года широкой публике будет представлен «живой» тестовый образец модели, производство которой начнется в конце 2012 года. Только прежде потребуется построить и запустить в эксплуатацию завод, что Прохоров и «Онэксим», а также партнер, компания «Яровит», рассчитывают сделать в 2011 году.

Вот так, достаточно быстро, от сделанных в январе нынешнего года заявлений о намерении разработать «народный автомобиль» до создания производственных мощностей уже в следующем году? Темпы реализации прохоровского проекта на фоне стагнирующего десятилетиями российского автопрома действительно выглядят как прорыв. Только что заставит покупателя остановить свой выбор на «ё-мобиле», который для большинства российских автомобилистов выглядит как чудаковатый и непонятный продукт? Цена в 350 000 рублей?

О том, что Прохоров и Группа «Онэксим» вынашивают планы по выпуску «с нуля» недорогих автомобилей, изготовленных с применением новых технологий, стало известно в начале нынешнего года. Проект получил «зеленый свет» от премьера Путина, который высказался за «скорейшую проработку с заинтересованными министерствами и ведомствами». Действительно, инновационная российская машина — это в духе объявленной президентом Дмитрием Медведевым всеобщей «ура-модернизации». Под стать этому были и первоначальные заявления авторов проекта. Так, например, Бирюков заявил, что «Городской автомобиль» обязательно должен быть экологичной машиной, работать на природном газе.

И вот уже летом в Сети появились первые изображения «Ё»-мобилей, версии в кузове хэтчбек и кроссовер, с дизайном, «разработанным за 180 дней». На фоне ранее представленных изображений с претензией на футуристичность эти машины в действительности выглядят «по-человечески». Да еще и со своей изюминкой: двухцветным кузовом. Пятидверный хэтчбек, который должен стать базовой моделью в линейке «Ё»-мобилей, адресован широкому контингенту покупателей. Для молодежи предложен двухдверный кроссовер с высоким клиренсом и внедорожным «арсеналом». Автомобили будут оборудованы 70-сильным электромотором на литий-ионных аккумуляторах, а также 600-кубовым ДВС, которым сможет работать в том числе и на природном газе. Заявленный разработчиками автономный пробег составляет 400 км, при этом максимальная скорость машины может достигать 120 км/ч. Однако куда более интересной выглядит цена, которую авторы «Ё»-мобилей обещают удержать в пределах 450 000 рублей.

Так все-таки «Ё»-мобиль — это прорыв или бахвальство «Онэксима», которое к автомобильному производству ранее вообще не имело никакого отношения? Те, кто «в теме», склоняются к первому варианту. Да и мировая практика показывает, что гибридные машины по своей популярности у широкой покупательской аудитории не могут пока потеснить классические машины. Высокие продажи гибридов в мире — это почти всегда следствие стимулирующих государственных мер. Без денежного бонуса такие авто становятся достаточно дорогостоящей покупкой для массового покупателя.К тому же гибриды обходятся недешево и для самих автомобильных компаний, такие проекты требуют затрат на создание новых технологий, на их внедрение в массовое производство. Еще больше средств приходится затрачивать в случае, если такое производство надо строить «с чистого листа». Совместное предприятие, которое будет построено при финансировании Группы «Онэксим» (размер инвестиций составит 150 миллионов евро), будет выпускать до 10 000 автомобилей в год. При том, что стоимость одного «Ё»-мобиля не превысит 450 000 рублей, рентабельность такого производства можно поставить под вопрос. Весьма странно, ведь Прохоров – бизнесмен, и ему ли не понимать важность прибыльности производства. Или он на самом деле не знает, что такой автомобиль необходимо разрабатывать с учетом технологий серийного производства, а для этого нужна серьезная работа и команда профессионалов, которые смогут сделать не только «дизайн за 180 дней»?

Внедрение нового продукта требует создания технической и маркетинговой базы. Мало просто нарисовать машину, надо ее собирать в необходимом количестве и продавать в достаточном объеме. Разработчики уверены, что оригинальный бренд, «свежий» дизайн, простая конструкция и эффективное техническое оснащение привлечет к «Ё»-мобилям молодых покупателей. Нижняя планка стоимости — 350 000 рублей за хэтчбек — это отнюдь не та цена, которая доступна, к примеру, обычному студенту. А те, кто сможет заплатить даже 450 000 рублей, предпочтут уже «обкатанную» в России модель, автомобиль производства «АвтоВАЗа» или «бюджетник» Renault Logan — по крайней мере, так заявляют эксперты. Действительно, ведь обычный автомобилист при выборе машины думает не только о ее стоимости, но и о стоимости владения, а также о возможностях обслуживания. Интересно, проводили ли исследования ожиданий целевой аудитории разработчики «Ё»-мобиля или ограничились сбором мнений общественности в своем блоге?

Непонятно, как «Онэксим» и «Яровит» будут решать те вопросы, которые проект ставит уже на первых стадиях своей реализации. И главное, за чьи деньги. Будет ли Прохоров увеличивать размер инвестиций или привлечет другие средства? Тем более что в России сейчас активно приветствуется появление современных проектов, для этого даже «Сколково» строят, не жалея денег.

Кстати, многие обсуждающие сейчас проект «Ё»-мобилей вспомнили «автомобиль» Бориса Березовского. В 90-ых тот организовал Автомобильный всероссийский альянс (AVVA) и заявил о намерении выпускать народные автомобили на сборочной линии в Тольятти. Основной признак «народности» оказался в том, что с народа через продажу сертификатов собрали более 50 миллионов долларов. Естественно, ни одной машины предприятие не выпустило, а сертификаты очень быстро обесценились. Сравнивать AVVA с «Ё»-мобилями можно с натяжкой, ведь пока Прохоров вкладывает в развитие «народного автомобиля» собственные средства, а в силу дерзости и инновационности проекта вполне может рассчитывать на определенную поддержку государства.

Сергей Василенков

Если заметили в тексте опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии

  • Аноним
    Аноним, 22 ноября 2010
    0 - +

    На телевидении уже началась РЕКЛАМА Ё-автомобиля. Во многих печатных изданиях только о неми пишут! Везде реклама, реклама, реклама.....

Аноним

Обьявления

Honda CR-V

Бензин, 2 л., Механическая, 2000, 330 000 км, Москва

Opel Vectra

Бензин, 1.8 л., Механическая, 2007, 96 200 км, Москва

Audi A6

Бензиновый, 3.1 л., АКПП, 2007, 130 000 км, Москва

Отзывы

Daihatsu Terios 1999 г.в.

Аналог праворукой Toyota Rush с соответствующим качеством и надежностью аппарата. При его достаточно небольших габаритах и маленьком двигателе, он явл…
Mini Cooper 2005 г.в.

Ой какой милашка! - сказала она, и на отрез отказалась воспринимать любые мои доводы и альтернативные варианты. Женский подход к выбору автомобиля сро…
Lifan X60 2014 г.в.
Отличный автомоби

В тему