Программу утилизации могут тормознуть

Программу утилизации могут тормознуть

В настоящее время специалисты не сошлись во мнениях, надо ли продлевать действие программы по утилизации старых автомашин.

14 мая 2010
Источник: CarClub.ru

Действие государственной программы по утилизации старых (1999 года выпуска и старше) автомобилей будет прекращено на несколько месяцев раньше предполагаемых сроков. Эта новость была недавно озвучена главой департамента автопрома Минпромторга Алексеем Рахмановым. Согласно изначальному проекту, с 8 марта до 1 ноября 2010 года планировалось выдать гражданам 200 тысяч сертификатов, дающих взамен сдачи своего старого автомобиля на утилизацию право на скидку в размере 50 000 рублей при покупке одной из приведенных в перечне, составленном Правительством, моделей автомобилей, участвующих в программе (это в основном авто отечественного производства и некоторые иномарки, сборка которых осуществляется в России). Однако судя по ажиотажному спросу (например, на конец апреля 2010 года только АвтоВАЗ получил более 150 тысяч заявок от потенциальных покупателей на автомобили Lada), все сертификаты будут «освоены» в течение мая.

Хорошо поработали?Как же оценивать эту новость? Радоваться, что, наряду с множеством неэффективных мер, принимавшихся чиновниками для поддержки отечественных автопроизводителей, появилась одна, которая «сработала»? Или расстраиваться, что у нас, как всегда, «хорошо, но мало»? Пожалуй, в большей степени эти вопросы актуальны для двух категорий российских граждан: • Для тех, кто имеет непосредственное отношение к принятию, внедрению и действию госпрограммы по утилизации «автохлама» (работников и руководителей автозаводов; чиновников, ответственных за эту программу; владельцев и менеджеров автосалонов-дилеров, через которые реализуются автомобили).• Для тех, кто непосредственно планирует приобрести автомобиль, сдав в утиль свою подержанную машину.

Первые, привыкнув за 2-3 месяца действия госпрограммы к стабильным продажам, объемы которых со времен начала экономического кризиса (второй половины 2008 года), мягко говоря, оставляли желать лучшего, конечно, не хотят терять такой выгодный источник доходов. Вторые благодаря ей, наконец-то, решились осуществить свою мечту – поменять своего старого «железного коня» на новенький автомобиль.

Казалось бы, цели, поставленные перед чиновниками, достигнуты: автопроизводители наращивают продажи своей продукции, автолюбители приобретают автомашины на выгодных условиях. Но так ли все однозначно?

Несомненно, свою функцию по увеличению спроса на автомобили и общему оживлению автомобильного рынка в России федеральная программа по утилизации старых автомашин выполнила. Пожалуй, такого всплеска покупательской активности не ожидали ни власть имущие, ни представители автозаводов. Кредитные заведения тоже получили свою долю этого «пирога»: в банках возрос спрос на автокредиты, первоначальный взнос по которым может быть оплачен сертификатом по программе утилизации. А вот насколько положительно скажется эта программа на составе автопарка страны? Согласно данным статистики, наибольшим спросом с введением в действие госпрограммы стали пользоваться «классика» АвтоВАЗа (ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107) и бюджетные, то есть относительно недорогие, иномарки. Напомним, что в ближайшие годы АвтоВАЗ собирается снимать «классические» модели с производства как морально устаревшие и не отвечающие требованиям времени автомобили. Однако сейчас рынок наполняется именно такими, новыми (по дате выпуска), но старыми (по сути) машинами. Для удовлетворения спроса Волжский автозавод даже увеличил объемы производства «пятерок» и «семерок». Кстати, в утиль как раз и сдается в большинстве своем та же «классика», только более старшего возраста (в конструкции которой, кроме смены двигателя с карбюраторного на инжекторный, никаких особых изменений за последние годы не произошло).

Автолюбители, которые имеют возможность приобрести более дорогой автомобиль, купят его и без всяких сертификатов. Те же, кто до этого ездил на отечественных автомобилях «преклонного возраста», никогда не садившись за руль иномарки, безусловно, рады возможности пересесть за руль любой новой машины. Как говорил Генри Форд, хороший автомобиль – новый автомобиль. Вот только говорил он это явно не о российских машинах. Вот и получается, что, увеличив спрос на машины и добившись массовой покупки россиянами новых авто, государство, по большому счету, способствует тому, что жители страны пересаживаются со старых по возрасту автомобилей на морально устаревшие (читай – тоже старые). Один из немногочисленных «плюсов» этой ситуации – нанесение меньшего вреда экологии (все-таки нынешние двигатели автомобилей Lada удовлетворяют требованиям Евро-3).

Кому выгодна программа по утилизации «автохлама»?Насколько эта программа была выгодна самим покупателям – вопрос очень спорный. С одной стороны, 50 000 рублей – достаточно большая сумма, величина которой, конечно, может соблазнить любого желающего купить машину (дескать, поднапрягусь, зато куплю машину на полсотни тысяч рублей дешевле, когда еще такая возможность представится?). С другой стороны, большинство потенциальных покупателей, придя в изумление от внезапной щедрости государства, упустили из виду, что как раз незадолго до начала действия госпрограммы цены на машины повысились. Ничего удивительного в этом, конечно, нет: мы уже привыкли, что несколько раз в год, независимо от уровня инфляции и общей экономической ситуации, цены на все товары и услуги в нашей стране повышаются. Но, к примеру, в конце 2009 года автомобиль Lada Priora в комплектации «норма» с ЭУР стоил 290-292 тысячи рублей, в январе 2010 года его можно было приобрести у тольяттинских дилеров примерно по такой же цене – 290-293 тысячи рублей, на начало мая его стоимость составляла уже порядка 305-310 тысяч рублей. Еще более показателен рост цен на вазовскую классику: Lada 2107 подорожала со 164-169 тысяч рублей в начале января 2010 года до 195-205 тысяч рублей на начало мая. А между тем, среди всех машин модельной линейки тольяттинского автогиганта, покупаемых с помощью сертификата на утилизацию, именно модель ВАЗ-21074 пользуется наибольшим спросом. Этот факт поневоле наводит на мысль, что такое резкое увеличение цены вызвано далеко не только подорожанием комплектующих или неожиданным улучшением качества выпускаемых автомобилей.

Иностранные производители, продающие иномарки как собирающиеся на территории России, так и те, что импортируются из-за границы, тоже в последнее время не радуют нас низкими ценами и различными акциями-подарками. За последний год цены на многие машины зарубежных марок выросли на несколько десятков тысяч рублей.

Госпрограмма по утилизации: продлевать или не продлевать?В настоящее время специалисты не сошлись во мнениях, надо ли продлевать действие программы по утилизации старых автомашин. У департамента автомобильной промышленности Минпромторга существует также вариант искусственного торможения процесса выдачи государством сертификатов, чтобы «растянуть» действие программы во времени. Проведение в жизнь этой альтернативы будет осуществляться, только если автозаводы не смогут обеспечить желающих стать участниками госпрограммы необходимым количеством автомобилей. А ситуация такая вполне возможна, судя по тому, что на некоторые автомобили (даже на все те же ВАЗовские «семерки») уже сформировались очереди.

Думается, что для государства, да и для всего населения, как налогоплательщиков, продление программы по утилизации все-таки выгодно. Это позволило бы, вместо вливания огромных государственных средств на нужды автозаводов без твердой уверенности в возможности их возврата, перевести их на «самоокупаемость»: автопроизводитель занят работой, продажи машин повышаются, прибыли растут, их можно вкладывать в модернизацию производства, улучшение качества автомобилей, что, в свою очередь, повысит доверие потребителей к отечественным автомобилям и повлечет за собой дальнейшее увеличение спроса на них. Возможно, заработанные нелегким, по сути, трудом, «свои» деньги, менеджмент завода будет транжирить не с такой легкостью и необдуманностью, как полученные от Правительства «на халяву».

Сергей Василенков

Если заметили в тексте опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии

  • Аноним
    Аноним, 27 марта 2011
    0 - +

    Утилизация это не нами придуманная программа на деле работает весьма хорошо. Только вот жалко что покупают сдавая такие же тазики с болтами как и весь наш Российский автопром да еще и в автокредит webarend.ru. Ничего нового и оригинального не было придумано на АВТО Вазе. А модели 40 летней давности покапать, как же надо не любить себя и своей автопром.

  • Аноним
    Аноним, 1 июля 2011
    0 - +

    Так для следующей "волны" утилизации сняли бы нах эти вёдра (классику)с производства,зарядили чего нибудь поновей в том же бюджете, ну чутка подороже, только не на много, и поддержали это всё программой, думаю успех бы был

Аноним

Обьявления

Toyota Verso

Бензин, 1.8 л., Автомат, 2013, 9 500 км, Москва

Volkswagen Passat

Бензин турбонаддув, 1.8 л., Автоматическая, 2012, 50 698 км, Москва

KIA Sportage

Бензин инжектор, 2 л., Автоматическая, 2012, 33 693 км, Москва

Отзывы

Lada ВАЗ 2114 2006 г.в.

Решил поделиться опытом обладания 14 модели жигулей, может кому что пригодится. За ошибки не гнобите, в школе не был отличником.) Это моя вторая маши…
Land Rover Range Rover Evoque 2013 г.в.

Сам я по роду деятельности дизайнер, и подруга моя так-же занимается компьютерным моделированием. Зарабатываем не то чтобы много, но на нехватку денег…
Peugeot 206 2002 г.в.

Уже на протяжении 5 месяцев я учусь ездить вместе со своей первой машиной, купленной мне после получения прав любимым папой. Я бы не сказала, что она…

В тему