ГАЗ • Редкая «Чайка» с берегов Волги

Редкая «Чайка» с берегов Волги

ГАЗ-13С именовался санитарный универсал. Естественно, санитарные ГАЗ-13С не были предназначены для «простых смертных», так как изготавливали машины по заказу 4-го Главного управления Минздрава, обслуживавшего высоких партийных и государственных чиновников.

23 июня 2009
Источник: CarClub.ru

В 50-х годах американский автопром, оживший после мировой войны, задал быстрый и стильный темп. Дизайнеры и инженеры ведущих автомобильных компаний США экспериментировали с формами и технологиями. СССР не хотел отставать, и автомобильные заводы принялись за свои эксперименты. В конце 1955 года НАМИ были приобретены два американских автомобиля производства Packard. Конструкторы ГАЗ и ЗИЛ совместно с инженерами НАМИ принялись за доскональное изучение автомобилей.

Чайка ГАЗ

В итоге Горьковский автомобильный завод в 1957 году разработал люксовую модель с индексом ГАЗ-13 и названием «Чайка». Автомобиль, созданный с применением множества новейших на тот момент технологических решений, пришёл на смену устаревшему ГАЗ-12 «ЗИМ». Изучение американского Packard Caribbean не прошло незамеченным, и внешне «Чайка» очень похожа на американского прародителя.

«Чайка» была нестандартной как по дизайну, так и по обилию технических новшеств. Большинство конструктивных решений этой машины стали новаторскими в отечественном автомобилестроении. Двигатель автомобиля объемом 5,5 литра и мощностью 195 л.с. был верхнеклапанный двухрядный и имел V-образное расположение цилиндров. Даже полностью нагруженная машина легко разгонялась до 160 км/ч и расходовала на сто километров пути всего 21 литр горючего. Силовой агрегат ГАЗ-13 продемонстрировал немалые возможности отечественного моторостроения – в несколько изменённом виде эти моторы устанавливались впоследствии даже на бронетранспортеры.

Чайка ГАЗ

Чайка ГАЗ

Конструкторы применили множество новых технологий в процессе создания «Чайки»: автоматическая коробка передач (расположенная на рулевом колесе), гидроусилитель рулевого управления, а также вакуумный усилитель тормозов. По количеству технических новинок автомобиль превзошел все предыдущие отечественные модели. Несущим элементом «Чайки» стала Х-образная рама без боковых лонжеронов. На ней, через резиновые подушки, в шестнадцати точках крепился кузов. Дизайн и конструкция автомобиля ГАЗ-13 «Чайка» были отмечены в 1958 г. Гран-при на Всемирной выставке в Брюсселе.

Всего за период с 1959 года по 1981 выпустили чуть менее 3 200 автомобилей ГАЗ-13 «Чайка», из которых всего несколько десятков были особых модификаций, а остальные –стандартными четырёхдверными седанами. Индексами «А» и «Б» маркировались «Чайки» в кузовах лимузин и кабриолет соответственно. ГАЗ-13С именовался санитарный универсал, один из которых сейчас и обитает в городе Волжском.

Чайка ГАЗ

Санитарные версии «Чайки» производились мелкосерийно по следующей схеме: готовые автомобили из Горького отправляли под Ригу, в Елгаву, на завод РАФ. Там «Чайкам» удлиняли крышу (она состояла из трёх частей), устанавливали сбоку по одному дополнительному окну, дверь в задней части машины, перегородку за водительским сиденьем, а за левой задней дверью размещали запасное колесо. Также устанавливали ложемент для носилок, сами носилки и необходимое медицинское оборудование. Плюс ко всему этому усиливали на два листа задние рессоры. Из-за того, что ГАЗ-13С производились мелкосерийно, все машины имели некоторые отличия между собой. По разным данным всего было изготовлено от 11 до 20 таких автомобилей (данные разнятся). Модификаций 13С было несколько, отличающихся друг от друга крышами, боковыми окнами и некоторым оснащением.

Чайка ГАЗ

Естественно, санитарные ГАЗ-13С не были предназначены для «простых смертных», так как изготавливали машины по заказу 4-го Главного управления Минздрава, обслуживавшего высоких партийных и государственных чиновников.

Чайка ГАЗ

Чайка ГАЗ

Универсал 13С, обитающий в Волжском, был куплен местным коллекционером Геннадием в 2004 году в Санкт-Петербурге. Изначально данная «Чайка» числилась за министром обороны СССР в 1987-1991 гг. Дмитрием Язовым, но позже её закрепили за Спортивной Школой при МВД. Там машина долгие годы использовалась в хозяйственных целях, и никто не подозревал о ценности данного экземпляра. Но к моменту продажи автомобиля волжскому коллекционеру 13С заинтересовались разные реставраторы, в том числе из Прибалтики. Продавцы уже понимали, что машина, которая стоит у них под навесом, – не просто старый универсал. У Геннадия уже была отреставрированная стандартная «Чайка» в коллекции, но версию 13С упускать не хотелось. В итоге, опередив иностранных конкурентов, наш коллекционер заполучил желаемый автомобиль и привёз его в Волжский.

Чайка ГАЗDSC_0061_

Чайка ГАЗDSC_0093_

Машина оказалась в хорошем состоянии: оригинальная краска, большая часть хромированных деталей была на своём месте, родной мотор и функционирующая АКПП. У машины не хватало некоторых молдингов, занавесок и носилок в салоне, было потёрто переднее сидение и недоставало некоторых мелких деталей. Сейчас машина почти в оригинале – за исключением разве что покрышек. 

Чайка ГАЗ

Чайка ГАЗ

Волжская «Чайка» 13С не стоит постоянно в гараже – периодически машину обкатывают. Волгоградцы могли наблюдать ГАЗ-13С на шоу «Автоэкзотика» летом 2008 года и на ретро-параде 15 мая этого года у Дворца Спорта.

Производитель: ГАЗГода пр-ва: 1979Тип кузова: 5-дверный универсалКПП: 3-ступенчатая автоматическаяДвигатель: ЗМЗ-13, 5.5 литра, V8Мощность: 195 л.с.Макс. скорость: 160 км/чМасса: 3000 кгДизайнер: Лев ЕремеевВыпущено экземпляров: 11 или 20 санитарных

Автор: Михаил ДийФото: Антон Завирохин и Александр Горбань

Машина продаётся:AK34.ru, город Волгоград

ГАЗ в каталоге

Купить ГАЗ От 69 000 Р

ГАЗ с пробегом
3 предложения
Если заметили в тексте опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии

  • Аноним
    Аноним, 28 марта 2011
    0 - +

    Если бы производство возобновили, расходились бы, как горячие пирожки, что в СНГ, что в любом зарубежье. Рано как и ЗИЛы-"бугровозы". За чем дело стало, господа?

Аноним

Обьявления о продаже ГАЗ

ГАЗ 3302

Газ-Бензин, 2.9 л., МКПП, 2013, 3 500 км, Москва

ГАЗ 3302

Бензиновый, 2.3 л., МКПП, 2004, 90 000 км, Москва

ГАЗ 3110

Бензиновый, 2.4 л., МКПП, 2002, 118 000 км, Москва

Отзывы

Toyota Mark II 1994 г.в.

Морковка для меня не просто машина, она была моей мечтой с самого детства! Какое-то магическое притяжение манило меня к этой машине, строгие правильны…
Hyundai Santa Fe 2001 г.в.

Всем привет, дошли, как говорится руки и у меня до написания отзыва про моего железного коника! Обусловлено это тем, что загнал сегодня его в сервис, …
Land Rover Freelander 2010 г.в.

Второй Фрил, самая полная комплектация HSE: ABS, CD-Changer, система курсовой устойчивости, бортовой компьютер, датчик дождя, датчик света, 8 Air-Bag,…

В тему