C новым штрафом: камеры выявят водителей без ОСАГО

Кирилл Малышев, 7 октября. Фото с сайтов kp.ru и mk.ru.
C новым штрафом: камеры выявят водителей без ОСАГО

В ноябре в тестовом режиме стационарные камеры фиксации нарушений начнут выявлять автомобилистов, ездящих без полисов ОСАГО. Со временем практику распространят на все регионы страны.

На протяжении нескольких лет обсуждалась возможность выявлять с помощью камер фиксации нарушений те автомобили, которые передвигаются по дорогам без действующего полиса ОСАГО. Изначально планировалось обучить комплексы новому виду нарушений еще с начала 2016 года, но срок несколько раз переносился. Минувшим летом утверждалось, что в тестовом режиме «письма счастья» за езду без страховки начнут рассылать с сентября. Затем запуск сдвинули на октябрь, а теперь – на ноябрь. И, судя по всему, в ноябре старт все же состоится.

«В настоящий момент идет объединение баз для того, чтобы понимать, у кого есть страховка, а у кого — нет. Решение, как и кому будут выписывать штрафы, принимает МВД», - пояснили в столичном ЦОДД.

По имеющейся информации, в пилотном режиме выявлять водителей без ОСАГО станет всего одна камера в Москве. В случае успеха (оговорка чисто формальная: у инициатив по сбору штрафов, как известно, успех 100%-ный) практику распространят на все камеры на территории страны. В какие сроки это произойдет, пока неизвестно. Более-менее уверенно можно говорить о том, что массовая рассылка постановлений начнется в следующем году.

Очевидная сложность в фиксации нарушения заключается в том, что в процесс вовлечены три стороны. Столичный ЦОДД эксплуатирует городские камеры и от них узнает только госномер автомобиля нарушителя. Личность владельца и его адрес, по которому необходимо отправить «письмо счастья», устанавливает уже ГИБДД: база данных находится в ведении автоинспекции. А в случае с ОСАГО сведениями об актуальных полисах обладает Российский союз автостраховщиков (РСА). ЦОДД не может обмениваться с ним данными напрямую, это не предусмотрено законодательством. Да и проверять каждую проехавшую под камерой машину нереально: серверы не рассчитаны на такую нагрузку.

Как пишет «Коммерсантъ», стороны разработали оригинальный алгоритм. В РСА формируют базу, содержащую сведения обо всех действующих полисах и «привязанных» к ним машинах. Она передается в ГИБДД, где добавляют из своего массива данных госномер автомобиля. Далее перечень передается в ЦОДД. Распознав регистрационный знак проехавшей под камерой машины, система будет сверять его с базой. Если номера в ней не окажется, значит, это транспортное средство ездит без страховки.

Разработчики уверяют, что в каждом случае будет проводиться повторная проверка. Это необходимо для исключения ошибок: данные о купленном полисе могут попасть в систему с задержкой. К тому же после покупки нового автомобиля у владельца есть 10 дней на приобретение страховки. Весь этот срок он абсолютно законно имеет право ездить без ОСАГО, и штраф ему выписывать нельзя. Источник издания называет подобный алгоритм одной из самых сложных фиксаций нарушений «с точки зрения IT-реализации» и количества задействованных информационных ресурсов.

По статье 12.37.2 КоАП наказание за езду без ОСАГО предусматривается в размере 800 рублей. Это нарушение входит в число «льготных»: в течение 20 дней с момента вынесения постановления его можно оплатить с 50%-ной скидкой. Страховщики настаивали, чтобы санкция была пересмотрена. Звучало предложение о штрафе в размере 5000 рублей, но законотворцы эту инициативу не поддержали. Также в РСА считали возможным ввести «переходный период», когда вместо постановления автомобилисты получали бы напоминание о необходимости купить страховку. Однако и это не прошло. С точки зрения закона такая поблажка не допускается: раз выявлено нарушение, должно последовать наказание.

Пока неясно, с какой периодичностью будут выписываться штрафы – за каждый проезд под камерой или же не чаще одного раза в день. На правильность второго варианта ранее указывал Верховный суд. Такой же позиции придерживается и координатор сообщества «Синие ведерки» Петр Шкуматов. Впрочем, окончательного решения пока нет.

«Даже если такой штраф будет приходить раз в день, этого достаточно, чтобы привести автомобилиста в чувство. Это дорого и неприятно. К тому же может произойти ошибка при вводе данных об автомобиле. Водителю за поездку придет под 50 штрафов, придется идти разбираться в ГИБДД, а потом обжаловать их в суде по месту жительства, если не получится доказать ошибку. Это просто невероятная проблема. Есть люди, которые иногда покупают подделки и не знают об этом. И «письма счастья» приходят не сразу и не всем, и если ты не живешь по месту регистрации и не подписан на госуслуги, то можешь собрать серьезную сумму штрафов», - справедливо указывает на недостатки системы Шкуматов.

Но в том, что фиксировать отсутствие ОСАГО с помощью камер необходимо, сомневаться не приходится. После подорожания страховки за последние годы многие перестали ее покупать. По данным РСА, количество машин на дорогах без полисов достигает четырех-пяти миллионов. Это проблема для всех, и решить ее помогут автоматические комплексы.

Если заметили в тексте опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии

Аноним

Обьявления

KIA Sportage

Дизель, 2 л., Автомат, 2009, 130 000 км, Москва

Lada 2101

Бензин, 1.3 л., МКПП, 1975, 223 000 км, Чита

Ford Focus

Бензиновый, 1.8 л., МКПП, 2003, 110 000 км, Москва

Отзывы

Ford Mondeo 2011 г.в.

Сборка Бельгия. Сарай пригонялся под заказ, но не был выкуплен заказчиком, потому я оставил его себе. Комплектация Ghia. Датчик света, датчик дождя, к…
Toyota Platz 2000 г.в.

АБС, кондиционер, Airbag водителя, ГУР, центральный замок, стеклоподьемники, подогрев двигателя, термо и шумоизоляция салона, кожаная оплетка руля, MP…
Suzuki Jimny 2010 г.в.

Очень надежный внедорожник для любителей встряхнуть свою старину! Рамная конструкция, небольшой по объему экономичный но достаточно тяговитый двигател…

В тему