Давай без протокола

Кирилл Малышев, 16 июля 2015. Фото с сайтов kazanfirst.ru, amsrus.ru и avtoed.com.
Давай без протокола

Новые порядки требуют от водителей уметь самостоятельно оформлять мелкие аварии. Причем научиться нужно было «вчера»: поправки в ПДД вступили в силу 1 июля. В нашей статье вы прочитаете правильный алгоритм действий.

Итак, с вами случилась дорожная неприятность. По собственному усмотрению решить оформить ее по европротоколу нельзя. Для того, чтобы прибегнуть к упрощенной процедуре, необходимо соблюдение нескольких условий.

Во-первых, в аварии должны участвовать только два транспортных средства. Если больше, то инцидент по умолчанию считается «сложным», и участие автоинспекции в нем обязательно. Если, напротив, машина одна, то выплата по ОСАГО в данном случае не потребуется по очевидным причинам, а при обращении по каско с заполненным собственноручно объяснением у страховой компании, скорее всего, возникнет масса вопросов. Да и случаи, когда можно получить выплату без подтверждающих документов от ГИБДД, четко прописаны в договоре страхования. Как правило, это разбитое стекло или покраска одной детали.

Во-вторых, ущерб причинен только автомобилям. Если в результате столкновения пострадали люди или оказались повреждены объекты дорожной инфраструктуры и т.п., то придется дождаться экипажа ДПС.

Третья важная оговорка: у обоих водителей должны быть действующие полисы ОСАГО. Формально в случае аварии работает только одна страховка – виновника. Именно за ее счет происходит выплата, и отсутствие необходимого документа у пострадавшей стороны никак не может служить отказом в возмещении ущерба. Однако в данном случае закон требуют соблюсти от всех участников.

В-четвертых, у автомобилистов не должно быть разногласий в оценке обстоятельств столкновения. Иными словами, один из них признает свою вину на месте, что и отражается на схеме и в объяснении. Кроме того, обоим водителям предписано вместе перечислить повреждения каждой машины: вдруг кто-то решит вписать в извещение дефекты, не имеющие отношения к случившейся аварии? Если единой позиции хотя бы по одному параметру нет, то добро пожаловать в «гаишную» группу разбора.

Если все условия выполнены, то переходим к следующему важному пункту. Максимальный размер выплаты по европротоколу в России составляет 50 тысяч рублей. С учетом нынешних цен на запчасти и работы – копейки. Поэтому здраво оцените масштаб повреждений. К примеру, на покупку «скорлупы» бампера, ее установку и окраску этой суммы хватит для большинства машин. Ремонт двух-трех кузовных деталей «под ключ» не у официального дилера тоже сюда впишется. Другой пример: вам показалось, что все обошлось царапиной на бампере, а уже дома, открыв капот, увидели сломанное крепление фары. Как правило, в этом случае выход один – менять ее целиком. Хорошо, если оптика галогенная. А вот ксенон потянет как минимум на несколько десятков тысяч рублей. Рекомендация одна: соглашаться на упрощенное оформление нужно только после внимательного осмотра машины и имея четкое представление о стоимости восстановления автомобиля. Примерную стоимость можно узнать, позвонив дилеру или в какой-нибудь из крупных сетевых магазинов по продаже запчастей.

Жителям четырех регионов – Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области – повезло больше. Они могут получить в рамках европротокола до 400 000 рублей. Этого хватит даже на достаточно серьезный ремонт. Впрочем, расставаться с такими деньгами страховщики не любят, поэтому для получения этой суммы придется постараться. На водителей возлагается дополнительная обязанность зафиксировать все детали происшествия на фото и видео. Требований к съемке немало.

Главные «герои», разумеется, пострадавшие машины. Нужно снять их положение на дороге после столкновения, все повреждения и другие детали, имеющие отношение к инциденту: осколки стекол, отлетевшие части, дефекты дорожного полотна, разметку, дорожные знаки и т.п. В кадр обязательно должны попасть государственные регистрационные знаки, а при их отсутствии – VIN-номер. Необходима и привязка к местности. Эксперты советуют фотографировать дома с табличками с названием улицы, остановки общественного транспорта или, к примеру, мачты городского освещения (на них есть инвентарный номер). Хорошо, если их возможно снять в одном кадре с пострадавшими автомобилями. А вот если все адресные указатели далеко, то их придется запечатлеть отдельно и потом, возможно, доказывать, что сделано это было непосредственно на месте ДТП.

Есть целый перечень качеств, которыми должна обладать используемая аппаратура. Обязательна запись даты и времени, а также автоматическое определение координат с помощью системы ГЛОНАСС. До 2017 года в качестве исключения разрешается использовать и другие спутниковые системы (читай: GPS). А еще – и это ключевой момент! – съемка должна быть защищена от корректировки. Как? Увы, требования страховых компаний в этой части станут известны только после первых обращений за выплатами. Пока об этом можно только догадываться. В качестве самой простейшей подстраховки можно рекомендовать скачать соответствующее приложение для смартфона. И, наконец, на фотографирование отводится час с момента аварии. Впрочем, как раз это наименьшая из проблем.

ГИБДД выпустила свои рекомендации по проведению съемки:

«Обязательно указать место первоначального контакта между транспортными средствами, а если их несколько, то необходимо указать и подписать каждое из них, указав транспортные средства, контактировавшие в данном месте. Осуществляя фотографирование или видеосъемку необходимо сделать общий план места происшествия, при наличии сфотографировать (заснять) следы торможения, осыпей грязи, стекла, пластика, с «привязкой» к транспортным средствам. Сфотографировать (заснять) транспортные средства крупным планом спереди и сзади, а также со стороны направления движения, чтобы просматривались регистрационные знаки транспортных средств».

После всего описанного заполнение извещения о ДТП наверняка покажется задачей для первоклассников. Используйте стандартные бланки, которые страховые агенты выдают вместе с полисами ОСАГО. Они двойные, самокопирующиеся. Лицевую часть водители заполняют вместе и ставят свои подписи. После этого извещение можно разъединить, и каждый из участников получает по экземпляру. Далее на обороте своей копии каждый описывает обстоятельства аварии и еще раз ставит автограф.

Все, можно разъезжаться или, по крайней мере, поставить автомобили на обочину для урегулирования последних деталей. Если, конечно, вы еще не схлопотали штраф от проезжающих мимо «гаишников» за создание помех движению. Кстати, покинуть место аварии можно даже при наличии разногласий. В ГИБДД рекомендуют произвести подробную фото- и видеосъемку, после чего приехать в ближайшее подразделение для оформления. Напоследок еще раз напомним: согласно ныне действующим правилам, потерпевшему следует обращаться в свою страховую компанию. На это дается пять дней.

В следующей статье мы расскажем о том, какие вещи значительно упростят вам процедуру самостоятельного оформления ДТП.

Если заметили в тексте опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии

Аноним

Обьявления

Skoda Fabia

Бензин, 1.6 л., Автомат, 2009, 71 610 км, Москва

Ford Focus

Бензиновый, 1.6 л., МКПП, 2008, 63 000 км, Москва

Mercedes-Benz Sprinter

Дизель, 2.1 л., МКПП, 2011, 92 000 км, Москва

Отзывы

Peugeot 308 2011 г.в.
Allure, 1600 см2, четырехступенчатый автомат, магнитола с USB, стеклянная крыша, ABS, EBD, складывающиеся зеркала, датчики дождя и света, 16 катки.
Skoda Fabia 2008 г.в.

Выбирали с женой машину по следующим параметрам: экономичная, компактная и недорогая. Рассматривали вариант Opel Corsa, Ford Fiesta и Skoda Fabia. Fie…
Volkswagen Polo 2011 г.в.

Белый 1,6 на мешалке, комплектуха Trendline

В тему