Дорасти до Европы

Кирилл Малышев, 15 июля 2015. Фото с сайтов avto.ru, zr.ru и izhevsk.ru.
Дорасти до Европы

У российских водителей не один год есть возможность оформить дорожную аварию без вызова ГИБДД. Однако пока так называемый европротокол популярным не назовешь. В чем причина?

Понятие «европротокол» появилось в русском лексиконе несколько лет назад. Поначалу идея оформлять аварии без вызова на место инспекторов ДПС казалась спасением от бессмысленных пробок, возникающих зачастую из-за нездорового отношения к собственной машине одного из участников: «ласточку» поцарапали! Но очень быстро выяснилось, что водители не доверяют нововведению. Причиной тому – страховые компании. На удобство автомобилистов, занятость «гаишников» и пробки им плевать, зато появился очень хороший повод почаще отказывать в выплатах. Как говорят эксперты отрасли, обычно это происходило по формальным признакам: вы, мол, запятую не там поставили в схеме. Однако встречались и серьезные ошибки. Все-таки рядовые водители в деле правильного оформления ДТП не сравнятся с опытными инспекторами.

Скромное количество оформленных по европротоколу аварий – логичное следствие поведения страховщиков. Только сейчас, за первые шесть месяцев текущего года, их доля в общем числе ДТП уверенно превысила 10%. По последним данным ГИБДД, за январь-июнь 2015-го к упрощенной схеме обратилась 81 тысяча автомобилистов. Теперь ежемесячный прирост должен стать очень заметным: с 1 июля вступили в силу поправки в Правила дорожного движения, прямо обязывающие водителей оформлять мелкие дорожные инциденты по европротоколу. Более того, если оперативно не освободить проезжую часть, можно получить штраф в тысячу рублей за создание помех движению – от тех же «гаишников», что раньше приезжали выписывать справки и постановления.

В ГИБДД, кажется, новшество уже оценили. В Интернете появились первые упоминания о том, что, выслушав обстоятельства, высылать экипаж на место попросту отказываются. Что ж, быть может, такое обучение «методом принудительного погружения» действительно необходимо. За автоинспекцию можно только порадоваться. С нее сняли лишнюю работу, что позволит более эффективно использовать сотрудников.

Полиция готова пойти дальше и вообще отменить справку о ДТП, которая пока еще обязательна при обращении за выплатой в страховую компанию и выдается во всех случаях, когда происшествие оформлено инспекторами. По мнению правоохранителей, документ является одной из основных причин, сдерживающих развитие института оформления аварий без инспекторов. Оказывается, еще с прошлого года у МВД нет полномочий по утверждению формы этой справки. В ведомстве не первый раз говорят о необходимости отказа от устаревшего подхода, но на сей раз дело пошло дальше. На сайте regulation.gov.ru появился пакет документов, один из которых отменяет приказ МВД России от 1 апреля 2011 года «Об утверждении формы справки о дорожно-транспортном происшествии».

Страховщикам такая идея, понятное дело, пришлась не по нраву. Отказывать в выплатах в массовом порядке не получится: внимание общественности и контролирующих органов к этой проблеме сейчас слишком велико, да и сами потерпевшие в большинстве своем уже не стесняются подавать в суд. Зато могут активизироваться всякого рода мошенники. Их страховые компании готовы видеть чуть ли не в каждом, кто обращается к ним за выплатой, предпочитая не упоминать при этом свой собственный подход к ведению дел по ОСАГО. А для уточнения обстоятельств аварии все равно придется отправлять запрос в ГИБДД, что потребует значительного времени (до 30 дней) и вызовет дополнительную нагрузку на ведомство.

«С учетом времени, необходимого на отправку и получение письма, данный срок практически вдвое превышает срок, установленный законом об ОСАГО для рассмотрения страховщиком заявления потерпевшего о страховой выплате (15 дней). Считаем недопустимым исключение справки из перечня документов, прилагаемых к заявлению о страховой выплате в случае оформления документов о ДТП при участии уполномоченных на то сотрудников полиции», - приводит «Коммерсантъ» слова представителя компании «РЕСО-Гарантия».

Так что же получается? Фактически мы имеем две стороны, каждая из которых может повлиять на проблему. В ГИБДД хотят все упростить – не выезжать на мелкие аварии и отказаться от справки. В первую очередь, «гаишники» заботятся о себе, но и для водителей плюсы очевидны: меньше времени на оформление для участников, меньше пробок на дорогах для всех.

С другой стороны стоит Российский союз автостраховщиков. Ему рост популярности европротокола сулит только увеличение объемов выплат. А без должной кучи бумажек эти деньги страховые компании готовы считать чуть ли не украденными у себя. Так что для них будет лучше, если все останется по-старому.

Между спорящими и противоборствующими сторонами оказались автомобилисты. Предложения «облегчить и упростить» им явно нравятся. Но, случись применить новшества на практике, они, скорее всего, вспомнят о злой страховой компании и предпочтут действовать по-старинке. Вот только выбора уже нет, и очень многим придется волей-неволей осваивать искусство самостоятельного оформления ДТП. Как это сделать без ошибок? Расскажем завтра.

Если заметили в тексте опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии

Аноним

Обьявления

Mitsubishi L200

Дизель, 2.5 л., Автомат, 2007, 154 182 км, Москва

Skoda Yeti

Бензин, 1.8 л., Автомат, 2013, 2 637 км, Москва

Ford Focus

Бензин, 1.6 л., Механическая, 2011, 63 200 км, Москва

Отзывы

Chevrolet Aveo 2012 г.в.

Всем привет! Хочу поделиться своей радостью от вождения Chevrolet Aveo. Машине пол года, за это время она ни разу меня не разочаровала и вызывает толь…
Jeep Grand Cherokee 2006 г.в.

Приехав в очередной раз домой и сделав 6 безуспешных кругов вокруг него в поисках места для парковки я утвердился в своем желании о покупке внедорожни…
Opel Meriva 2006 г.в.

Добрый день всем кто зашел почитать отзыв про мою Мериву. Машину я приобрел пол года назад, помогал в выборе друг который хорошо разбирается в автомоб…

В тему