Дорасти до Европы

Кирилл Малышев, 15 июля 2015. Фото с сайтов avto.ru, zr.ru и izhevsk.ru.
Дорасти до Европы

У российских водителей не один год есть возможность оформить дорожную аварию без вызова ГИБДД. Однако пока так называемый европротокол популярным не назовешь. В чем причина?

Понятие «европротокол» появилось в русском лексиконе несколько лет назад. Поначалу идея оформлять аварии без вызова на место инспекторов ДПС казалась спасением от бессмысленных пробок, возникающих зачастую из-за нездорового отношения к собственной машине одного из участников: «ласточку» поцарапали! Но очень быстро выяснилось, что водители не доверяют нововведению. Причиной тому – страховые компании. На удобство автомобилистов, занятость «гаишников» и пробки им плевать, зато появился очень хороший повод почаще отказывать в выплатах. Как говорят эксперты отрасли, обычно это происходило по формальным признакам: вы, мол, запятую не там поставили в схеме. Однако встречались и серьезные ошибки. Все-таки рядовые водители в деле правильного оформления ДТП не сравнятся с опытными инспекторами.

Скромное количество оформленных по европротоколу аварий – логичное следствие поведения страховщиков. Только сейчас, за первые шесть месяцев текущего года, их доля в общем числе ДТП уверенно превысила 10%. По последним данным ГИБДД, за январь-июнь 2015-го к упрощенной схеме обратилась 81 тысяча автомобилистов. Теперь ежемесячный прирост должен стать очень заметным: с 1 июля вступили в силу поправки в Правила дорожного движения, прямо обязывающие водителей оформлять мелкие дорожные инциденты по европротоколу. Более того, если оперативно не освободить проезжую часть, можно получить штраф в тысячу рублей за создание помех движению – от тех же «гаишников», что раньше приезжали выписывать справки и постановления.

В ГИБДД, кажется, новшество уже оценили. В Интернете появились первые упоминания о том, что, выслушав обстоятельства, высылать экипаж на место попросту отказываются. Что ж, быть может, такое обучение «методом принудительного погружения» действительно необходимо. За автоинспекцию можно только порадоваться. С нее сняли лишнюю работу, что позволит более эффективно использовать сотрудников.

Полиция готова пойти дальше и вообще отменить справку о ДТП, которая пока еще обязательна при обращении за выплатой в страховую компанию и выдается во всех случаях, когда происшествие оформлено инспекторами. По мнению правоохранителей, документ является одной из основных причин, сдерживающих развитие института оформления аварий без инспекторов. Оказывается, еще с прошлого года у МВД нет полномочий по утверждению формы этой справки. В ведомстве не первый раз говорят о необходимости отказа от устаревшего подхода, но на сей раз дело пошло дальше. На сайте regulation.gov.ru появился пакет документов, один из которых отменяет приказ МВД России от 1 апреля 2011 года «Об утверждении формы справки о дорожно-транспортном происшествии».

Страховщикам такая идея, понятное дело, пришлась не по нраву. Отказывать в выплатах в массовом порядке не получится: внимание общественности и контролирующих органов к этой проблеме сейчас слишком велико, да и сами потерпевшие в большинстве своем уже не стесняются подавать в суд. Зато могут активизироваться всякого рода мошенники. Их страховые компании готовы видеть чуть ли не в каждом, кто обращается к ним за выплатой, предпочитая не упоминать при этом свой собственный подход к ведению дел по ОСАГО. А для уточнения обстоятельств аварии все равно придется отправлять запрос в ГИБДД, что потребует значительного времени (до 30 дней) и вызовет дополнительную нагрузку на ведомство.

«С учетом времени, необходимого на отправку и получение письма, данный срок практически вдвое превышает срок, установленный законом об ОСАГО для рассмотрения страховщиком заявления потерпевшего о страховой выплате (15 дней). Считаем недопустимым исключение справки из перечня документов, прилагаемых к заявлению о страховой выплате в случае оформления документов о ДТП при участии уполномоченных на то сотрудников полиции», - приводит «Коммерсантъ» слова представителя компании «РЕСО-Гарантия».

Так что же получается? Фактически мы имеем две стороны, каждая из которых может повлиять на проблему. В ГИБДД хотят все упростить – не выезжать на мелкие аварии и отказаться от справки. В первую очередь, «гаишники» заботятся о себе, но и для водителей плюсы очевидны: меньше времени на оформление для участников, меньше пробок на дорогах для всех.

С другой стороны стоит Российский союз автостраховщиков. Ему рост популярности европротокола сулит только увеличение объемов выплат. А без должной кучи бумажек эти деньги страховые компании готовы считать чуть ли не украденными у себя. Так что для них будет лучше, если все останется по-старому.

Между спорящими и противоборствующими сторонами оказались автомобилисты. Предложения «облегчить и упростить» им явно нравятся. Но, случись применить новшества на практике, они, скорее всего, вспомнят о злой страховой компании и предпочтут действовать по-старинке. Вот только выбора уже нет, и очень многим придется волей-неволей осваивать искусство самостоятельного оформления ДТП. Как это сделать без ошибок? Расскажем завтра.

Если заметили в тексте опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии

Аноним

Обьявления

KIA Carnival

Бензиновый, 2.5 л., АКПП, 2005, 120 000 км, Москва

Subaru Outback

Бензин, 3 л., Автомат, 2005, 199 500 км, Москва

Mazda 5

Бензин инжектор, 2 л., Механическая, 2007, 124 759 км, Москва

Отзывы

Volkswagen Touareg 2003 г.в.

Это мой первый внедорожник, до него была Mazda 6, Nissan Laurel и Honda Civic. К решению о покупке внедорожника меня подтолкнула очередная вылазка на …
Citroen C4 2006 г.в.

Покупал с рук в 2011 году с пробегом 41000 в хорошей комплектации: 4 Air-Bag, ABS, CD-проигрыватель, бортовой компьютер, ГУР, климат-контроль, литые д…
Nissan Note 2008 г.в.

2008 год Tekna 1,6 механика, Климат, ABS, ESP, и прочие нештяки

В тему