Ford • Ford уходит из России: вопрос или утверждение?

Кирилл Малышев, 12 марта. Фото компании Ford и с сайта zr.ru.
Ford уходит из России: вопрос или утверждение?

На этой неделе наступит частичная ясность с тем, каким образом Ford будет оптимизировать бизнес в России. Под угрозой закрытия две из работающих трех сборочных площадок.

Два месяца назад по нашему все еще страдающему от лихорадки кризиса рынку пошли слухи о возращении марки Opel. Она, напомним, покинула нас в полном составе весной 2015 года, когда стало ясно, что проблемы у российской экономики возникли надолго. За это время бренд из Рюссельсхайма, так и не ставший прибыльным за годы во владении американским General Motors, перешел в руки французского альянса PSA и вроде бы стал «выздоравливать».

Чуть позже слухи подтвердил топ-менеджмент Peugeot-Citroen. На калужском заводе скоро стартует выпуск коммерческих моделей Opel Vivaro и Zafira Life, клонов Citroen Jumpy/Peugeot Expert и Citroen Spacetourer/Peugeot Traveller соответственно. За ними могут прийти переднеприводные кроссоверы Crossland X и Grandland X, построенные также на французской платформе. Остальным моделям придется подождать до смены «тележки»: пока они базируются на «джиэмовских» агрегатах, продавать их у нас нельзя. Ну и вдобавок надо посмотреть, как пойдут пилотные «Опели» в России.

На фоне почти двухлетнего роста продаж новых автомобилей в России новость о перезапуске немецкой марки воспринималась как свидетельство выхода из кризиса. Но, как известно, если где-то прибыло, где-то должно убыть. Таким минусом, вполне вероятно, станет Ford. Если вас это утешит, чисто российский рынок тут не при делах. Американский автогигант решил масштабно и радикально «оптимизировать» весь свой европейский бизнес.

Доля рынка «Форда» в Европе с 2010 года сократилась на четверть и сейчас составляет 6,5%. Предприятия терпят убытки, новые модели не пользуются ажиотажным спросом. Решение в такой ситуации капитализм предполагает только одно – сокращения. Между тем, в европейском отделении бренда заняты 54 тысячи человек, так что социальная напряженность от грядущих изменений окажется очень серьезной.

Общие фразы о плохом состоянии дел Ford может подкрепить цифрами. Так, за третий квартал 2018 года убыток европейского офиса составил 282 миллиона долларов. Российско-американский Ford-Sollers в 2016 году потерял 23,8 миллиарда рублей, в 2017-м – 13,6 миллиарда. Более свежих данных пока нет, но понятно, что «плюсовыми» показателям становиться не с чего. По данным АЕБ, в прошлом году российский рынок вырос на 12,8%, а продажи «Фордов» - всего на 6%. За январь-февраль текущего года показатели еще хуже: -1,8% у рынка и -45% у «Форда».

Ставку в Старом Свете будут делать на два направления, в которых Ford пока еще силен. Речь идет о кроссоверах и коммерческих моделях. Из легковушек, скорее всего, исключением окажется только Focus, последнему, четвертому поколению которого нет еще и года. Компакт- и минивэны, теряющие популярность, отставят без замены, Mondeo, по слухам, продолжит карьеру в Китае, а Fiesta – в Индии. И надо понимать, что под Европой в данном случае понимается и Россия. Для нее делать исключение и сохранять производство в полном объеме не станут.

А терять российскому подразделению «Форда» есть что! У нас работают три сборочные площадки. На самой старой, во Всеволожске под Санкт-Петербургом, выпускают «Фокусы» в трех типах кузова и седаны «Мондео». В Елабуге рождаются «Куги», «Эксплореры» и коммерческие «Транзиты», в Набережных Челнах – «Фиесты» и «ЭкоСпорты». Плюс моторное производство, где налажена сборка бензиновых атмосферников 1.6 в нескольких вариантах мощности. Общая численность занятых на всех российских предприятиях бренда оценивается в 4000 человек.

Если опираться на текущую раскладку по моделям, наибольшие шансы выжить у завода в Елабуге. В его активе как раз собраны приоритетные модели – коммерческие и кроссоверы. Ford EcoSport можно смело хоронить: при текущей цене он россиянам неинтересен. Fiesta тоже, что делает положение площадки в Набережных Челнах совсем шатким. Mondeo нынешнего поколения растерял львиную долю поклонников, а вот Focus держится. Стоит он на уровне конкурентов, но о былом подавляющем преимуществе по продажам остается только мечтать. За каждого клиента Ford упорно борется.

Если Ford решится на остановку производства нескольких моделей, с ними российскому рынку можно смело распрощаться. Раз они не находят покупателей при нынешней цене, сформированной с учетом локальной сборки, кто их купит с надбавкой за импорт? Сохранять же бизнес компании становится накладно: отечественные площадки загружены не более чем на 20%.

Эксперты указывают, что проблемы у компании есть на многих ключевых рынках. Так что Россия в данном случае не исключение, а не такая уж большая проблема на общем фоне. Тем не менее, 4000 человек это вряд ли утешит. Согласно появившейся на этой неделе информации, 15-16 марта в Санкт-Петербурге состоится встреча российских профсоюзных организаций с представителями Ford of Europe и федерации IndustriALL Global Union, куда входят автомобильные профсоюзы всего мира.

Сообщается, что у российской стороны уже есть предложения по оптимизации и сохранению производства в нашей стране. Главным образом, будут говорить о спасении завода во Всеволожске. Глава Конфедерации труда России (КТР) Борис Кравченко и председатель первичной профсоюзной организации (ППО) Ford Михаил Сергеев рассказали, что в числе идей – удешевление модели Focus, локализация компактной коммерческой модели Tourneo Connect и некоего китайского кроссовера, а также грузовых автомобилей. А еще «Форду» хотят предложить перенести сборку «Куги» и «Транзита» во Всеволожск.

Даже на первый взгляд идеи выглядят сомнительно. Перенос кроссовера и «Транзита» во Всеволожск означает спасение площадки ценой завода в Елабуге. А магистральный тягач Ford F-Max решили собирать не на фордовских мощностях, а силами калининградского «Автотора». Некоторая ясность в российских перспективах бренда должна появиться к началу следующей недели. К сожалению, есть все шансы, что марка покинет наш рынок полностью. В лучшем случае, нас ждет сокращение ассортимента моделей.

Ford в каталоге

Купить Ford От 89 000 Р

Ford с пробегом
247 предложений
Если заметили в тексте опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии

Аноним

Обьявления о продаже Ford

Ford Fusion

Бензиновый, 1.6 л., МКПП, 2008, 45 000 км, Москва

Ford Mondeo

Дизель турбонаддув, 1.8 л., Механическая, 2007, 169 347 км, Москва

Ford Focus

Бензиновый, 1.8 л., МКПП, 2004, 109 000 км, Москва

Отзывы

Land Rover Range Rover 1999 г.в.

Range Rover 2,5 TD Автомат на пневме.
Skoda Fabia 2013 г.в.
Действительно, невероятно практичная, симпатичная, да еще и вместительная машинка.
Hyundai Solaris 2012 г.в.

Солярис - самый популярный автомобиль в своем классе, по праву заслуживший это звание! Хорошее сочетание цена-качество и высокий спрос на автомобили э…

В тему