Год после реформы ОСАГО: подведем итоги

Кирилл Малышев, 24 декабря 2015. Фото с сайтов infinica.ru, newsru.com и saratovexpertise.ru.
Год после реформы ОСАГО: подведем итоги

Почти год автомобилисты прожили с изрядно подорожавшим ОСАГО. Этот факт отразился и на уровне продаж полисов и, что отрадно, на размерах страховых выплат.

За последний год с небольшим тарифы по «автогражданке» корректировались дважды – в октябре 2014-го и в апреле 2015-го. Для многих автомобилистов один только этот факт затмил все остальные, сведя на нет все сопутствующие плюсы, которые привнесла в систему ОСАГО реформа.

Действительно, стоимость полисов выросла очень значительно. Например, если в январе-мае 2014 года средний размер страховой премии составлял 3324 рубля, то за те же пять месяцев текущего года – уже 4727 рублей, что означает прибавку более 42%. За тот же период общий объем собранных страховщиками денег вырос на 41%, с 52,59 миллиарда рублей до 74,33 миллиарда. При этом количество заключенных договоров еще и уменьшилось, так что приведенные выше цифры фактически показывают размер подорожания ОСАГО в чистом виде.

Некоторые не преминули отметить, что для российского водителя страховка в родной стране оказалась дороже, чем «Зеленая карта» для Белоруссии, Молдавии и Украины вместе взятых. Для них годовая «автогражданка» по состоянию на начало лета стоила 4690 рублей. При этом никаких корректирующих коэффициентов для нее не применяется – только данные о классе автомобиля, даже без учета мощности последнего.

Внушительная стоимость страховки привела к логичному росту уровня мошенничества в этой сфере. Спустя три месяца после второго этапа подорожания Банк России даже выпустил специальное сообщение, предупреждающее автомобилистов о риске покупки полиса по заведомо заниженным ценам.

«Страховые организации не вправе применять страховые тарифы, не соответствующие требованиям, установленным Банком России. Установленные страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя. Таким образом, продажа полисов ОСАГО по заниженным ценам изначально свидетельствует о вероятности использования поддельных бланков страховых полисов», - говорилось в сообщении регулятора.

Покупателям советовали проверять страховщика на наличие действующей лицензии на сайте Центробанка, а действительность полиса – на сайте Российского союза автостраховщиков. В РСА, в свою очередь, прибегли к услугам международной компании по предотвращению киберпреступлений. Менее чем за месяц ее работы было заблокировано 37 интернет-сайтов, 39 групп и 57 аккаунтов в социальных сетях, а также удалено более 20 публикаций на форумах и досках объявлений, предлагающих услуги по продаже поддельных полисов ОСАГО.

Впрочем, многие выбирали «кривой» путь сознательно. Кто-то отказывался от покупки страховки вообще, другие же целенаправленно искали возможность купить «левый» бланк, чтобы обезопасить себя хотя бы от штрафа на дороге. Правда, в обоих случаях сохраняется риск оплачивать ущерб пострадавшему в ДТП из своего кармана.

Есть и подтверждающие статистику цифры. В частности, по данным газеты «Самарское обозрение», за январь-сентябрь 2015 года в регионе было заключено 733,9 тысячи договоров ОСАГО, тогда как годом ранее – 786,6 тысячи. Снижение составило 7%, тогда как автопарк региона как минимум не уменьшился. На свой страх и риск ездят, как правило, малообеспеченные автомобилисты. В случае аварии сочувствовать следует не им, а пострадавшей стороне: получить положенную компенсацию с этой категории водителей будет очень трудно. Логично предположить, что и в других регионах наблюдается похожая картина, кроме, пожалуй, самых крупных городов России, где выше уровень зарплат.

Несмотря на уменьшение числа полисов, страховые компании остались в плюсе. За девять месяцев они собрали почти 156 миллиардов рублей, что на 46% больше прошлогоднего показателя. По словам главы РСА Игоря Юргенса, рост сборов достиг своего пика, а рост выплат только набирает обороты. По своим темпам последний действительно отстает: плюс 36% за январь-сентябрь 2015 года и 86 миллиардов рублей в абсолютных цифрах. Эксперты полагают, что проценты сравняются во втором квартале 2016-го.

Средний размер компенсации значительно вырос после введения увеличенных лимитов (до 400 000 рублей по «железу» и до 500 000 рублей по здоровью), единой методики расчетов и общих справочников со стоимостью запчастей и работ. В июле 2014-го пострадавшие получали в среднем по 37,2 тысячи рублей, в марте 2015-го, до второго подорожания полисов, - 45,6 тысячи, в июле – уже по 51,2 тысячи. Уверенный рост продолжился и дальше: 52,2 тысячи рублей в августе, более 61 тысячи в октябре. По состоянию на середину осени размер выплаты по ОСАГО превысил аналогичный показатель по каско, что еще недавно казалось невозможным.

«Наиболее интересными для анализа стали показатели октября, поскольку именно с начала этого месяца в 2014 году был произведен первый этап изменений тарифа ОСАГО при расширении лимита покрытия по вреду имуществу со 120 тысяч рублей до 400 тысяч. Увеличение лимита уже начало сказываться на ситуации в ОСАГО – данные октября это доказывают: рост средней выплаты существенно опережал рост средней премии в этот период. Так, средняя премия ОСАГО составила 6,1 тысячи рублей, увеличившись на 66%, средняя выплата возросла на 77% и превысила 61 тысячу рублей, опередив средний размер возмещения по автокаско», - рассказал глава РСА Игорь Юргенс.

В союзе автостраховщиков отмечают снижение количества жалоб на сроки и размер выплат. По темпам роста последнего показателя отрицательной динамики нет ни в одном регионе. В лидерах – республики Тыва (+167%) и Саха Якутия (+115%), Чеченская (+153%) и Карачаево-Черкесская республики (+112%), Приморский край (+113%). В 21 регионе суммы возмещений выросли более чем на 60%, в 26 регионах (это почти треть от числа всех субъектов РФ) страховые компании стали платить больше на 40-60%, в 31 регионе рост составил 20-40%, а в четырех регионах автовладельцы получали на 20% больше.

С 1 декабря 2015 года выплаты станут еще больше: страховщики обновили данные в каталогах запчастей. Общая стоимость семи тысяч позиций выросла с 125,3 миллиона рублей до 132,8 миллиона. В среднем каждая запчасть подорожала на 5-7%.

Дабы страховщики не увлекались жалобами на убыточность ОСАГО, в ближайшее время будет введено ограничение на частоту изменения базового тарифа и коэффициентов по ОСАГО. Центробанк сможет это делать не чаще одного раза в год. Соответствующий документ сейчас находится на финальной стадии согласования. Предполагаем, что в следующем году нас ждет очередное повышение ставок: обвал рубля сделал стоимость запчастей слишком высокой, и уже к лету (год с момента предыдущего пересмотра минует в апреле) страховые компании наверняка заведут старую песню о «тяжелой жизни» и нехватке средств на выплаты.

Если заметили в тексте опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии

Аноним

Обьявления

Renault Sandero

Бензиновый, 1.6 л., АКПП, 2011, 17 000 км, Москва

KIA Cee'd

Бензин инжектор, 1.4 л., Механическая, 2008, 94 513 км, Москва

Volkswagen Passat

Бензиновый, 1.8 л., МКПП, 2000, 193 000 км, Москва

Отзывы

Land Rover Range Rover Evoque 2013 г.в.

Сам я по роду деятельности дизайнер, и подруга моя так-же занимается компьютерным моделированием. Зарабатываем не то чтобы много, но на нехватку денег…
Audi 100 92 г.в.

Аудха в хорошем состоянии, с двигателем 2,3 – 139 кобыл. ABS, газовое оборудование, литые диски, люк (2 положения), ГУР, электростеклоподъемники всех …
Jaguar X-Type 2008 г.в.

Доброго дня всем кто читает мой отзыв! Несмотря на все плюсы машины, будучи в здравом уме 10 раз подумайте о покупке этого авто! Покупал его жене, сам…

В тему