На благо экологии: в России введут запреты для машин с «грязным» выхлопом

Кирилл Малышев, 20 ноября 2019. Фото с сайтов kazanfirst.ru и kmvcity.ru.
На благо экологии: в России введут запреты для машин с «грязным» выхлопом

Через полтора года у региональных властей появится законное право ограничивать движение в определенных зонах машин с низким экологическим классом. Российский автопарк к таким запретам не готов, но вряд ли этот факт станет помехой на их пути.

В прошлом году в ПДД, среди прочих изменений, включили новые дорожные знаки – «Зона с ограничением экологического класса механических транспортных средств» и «Зона с ограничением экологического класса грузовых автомобилей». Это стало первым шагом на пути создания в больших городах так называемых «зеленых зон». В них запретят въезжать машинам с двигателями низкого экологического класса. Или как минимум серьезно ограничат его по времени (например, разрешат только в ночное время).

Пока знаки применять нельзя. Дающий им «зеленый свет» закон вступит в силу с 1 июля 2021 года. Практически не сомневаемся, что уже к этой дате Москва – пионер всех инноваций в стране – подготовит соответствующие нормативы, и запретные для «грязных» автомобилей зоны появятся если не в тот же день, то с совсем небольшой задержкой. Ввод ограничений в наших реалиях – действие отнюдь не безобидное и формальное, оно отразится на жизни многих автомобилистов.

Скорее всего, «запретными» станут машины класса Евро-3 и ниже, а нормы Евро-4 и выше не получат никаких ограничений. Каковы будут границы зеленой зоны, тоже пока неясно. Было бы логичным для начала провести ее по Бульварному кольцу, сделав чистым исторический центр города. Однако в этом случае на каждом съезде придется установить камеры, фиксирующие номера проезжающих машин. Ими уже прикрыты въезды в пределы ТТК и МКАД, так что нельзя исключать введения ограниченной зоны по этим кольцам. В последнем случае закрытой для «грязных» машин окажется вся Москва.

Средний возраст легковых машин в российском парке превышает десять лет. У грузовиков и автобусов он еще больше. Это означает, что экологический класс большинства транспортных средств не соответствует требованиям Евро-4. Да, в столичном регионе таких на фоне остальной страны сравнительно немного. Но в абсолютных цифрах это все равно многие тысячи автомобилей (а в масштабах страны – десятки миллионов). И отнюдь не у всех их владельцев есть возможность быстро сменить машину на новую или хотя бы более свежую.

Есть и еще одна проблема. Указывать экологический класс в документах всех машин поголовно стали только в 2010-х годах. То есть сейчас хватает транспортных средств, которые камеры не смогут идентифицировать. Поговаривают, что их станут считать «грязными» по умолчанию. А это означает, что хозяевам придется пройти принудительную смену документов.

Этой осенью поползли слухи, что поблажки получат две категории транспортных средств – электромобили и машины на газомоторном топливе. Таким способом государство хочет стимулировать переход на автомобили не только с чистым выхлопом, но и с альтернативными силовыми установками.

Электромобилей в России пока немного. В основном ввозят подержанных «японцев» и «Теслы». Официально продаются никому не нужные Renault Twizy и Kangoo Z.E. и дорогие премиальные Jaguar I-Pace и Porsche Taycan. Серийных отечественных электрокаров нет. Из льгот «зеленым» положена только бесплатная парковка в Москве. Предложения отмены ввозных пошлин и транспортного налога поддержки у властей не нашли.

Если оценивать исключительно по езде, то электромобили чисты на 100%: выхлоп у них нулевой. Однако эксперты призывают обратить внимание на источники электроэнергии. Ее в большинстве случаев производят за счет сжигания полезных ископаемых, а это наносит серьезный вред атмосфере. Кроме того, пока не решен вопрос утилизации аккумуляторов. До момента, когда потребуется их массовое списание, еще далеко: срок их службы на машине составляет 10-15 лет, после чего их еще примерно столько же можно использовать стационарно. Однако если не подойти к проблеме комплексно, батареи станут источником серьезного загрязнения почвы.

Наряду с электрокарами в России могут получить льготы и машины на газомоторном топливе. В последний год сжатый природный газ (метан) начали активно продвигать. В коммерческом сегменте предлагаются десятки моделей грузовиков и автобусов, работающих как только на СПГ, так и имеющих битопливную систему (метан или дизель). Из легковушек подобные машины предлагает только АвтоВАЗ – седан «Веста CNG», универсал и фургон «Ларгус CNG».

По затратам на топливо метан экономичнее бензина и солярки почти втрое. Однако ТО на газовые двигатели стоит дороже, а заправок не хватает. Их по всей стране строит Газпром, но пока точек очень мало: меньше 500 на всю Россию, и расположены они неоптимально. То же самое, кстати, и с зарядными станциями для электромобилей. Даже в Москве их остро не хватает, чтобы комфортно эксплуатировать машину на электричестве. Что уж говорить о трассах и других городах.

В Минтрансе кивают на опыт других стран, где переход на электрические и газовые двигатели стимулируют как поощрительными, так и запретительными мерами. Только власти не учитывают уровень благосостояния россиян: при резком введении ограничений многие из них останутся без колес, а то и без заработка. Подумают ли об этом до того, как махнут шашкой запретов?

Если заметили в тексте опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии

Аноним

Обьявления

Mitsubishi Outlander XL

Бензин, 2 л., Автомат, 2011, 67 000 км, Москва

Suzuki Ignis

бензин инжектор, 1.3 л., ручная, 2007, 103 000 км, Москва

Opel Antara

Бензин инжектор, 2.4 л., Автоматическая, 2011, 43 529 км, Москва

Отзывы

Ford Mondeo 2006 г.в.

Всем привет! Вот и я выделил наконец времени, чтобы написать отзыв про своего коня! Машину вожу постоянно, так как характер работы разъездной, потому…
Nissan Pathfinder 2006 г.в.

Серебристый металлик, комплектация SE: ABS, EBD, ESP, Бортовой компьютер, аудиосистема Bose, кожаный мультируль, датчик дождя и салона, 2- х зонный …
Mini Cooper 2005 г.в.

Ой какой милашка! - сказала она, и на отрез отказалась воспринимать любые мои доводы и альтернативные варианты. Женский подход к выбору автомобиля сро…

В тему