ОСАГО: что нового? Часть первая

Кирилл Малышев, 17 мая 2015. Фото с сайтов gazeta.ru, zr.ru и ngs24.ru.
ОСАГО: что нового? Часть первая

Как водится в России, даже масштабная реформа зачастую порождает только новые проблемы и не решает прежних. Вот и к системе ОСАГО вопросов за последние полгода стало только больше.

Первого июля этого года исполняется 12 лет с момента введения в России института обязательного страхования ответственности автовладельцев. Из этого срока более 11 лет система существовала без сколь-нибудь заметных изменений. Даже стоимость полиса, несмотря на заметную ежегодную инфляцию, не менялась. Впрочем, и страховщики не оставались в накладе, выплачивая покорным пострадавшим копейки. Однако в последние годы число автомобилистов, готовых отстаивать свои права, выросло, и суды в подавляющем большинстве случаев встают на их сторону. И страховые компании с новой силой запели песню об убыточности и тяжелом существовании. В правительстве их услышали и подготовили проект глобальной реформы.

Удовлетворить постарались обе стороны: и потребителей, и бизнесменов. Первым достались увеличенные лимиты выплат (до 400 000 рублей по «железу» каждому потерпевшему вместо 120 000 ранее и до 500 000 рублей по здоровью вместо 160 000), единая методика расчета возмещения, которая выдает весьма близкие к реальности суммы, и уменьшенная с 80% до 50% максимальная степень износа транспортного средства, что при нашем весьма пожилом автопарке очень актуально. Страховые компании утешили увеличением тарифов. С 11 октября прошлого года базовый тариф для легковых автомобилей, находящихся в собственности физических лиц, вырос на 30%, с 12 апреля этого года – еще на 40%. При этом при первом повышении цен был введен 5%-ный коридор, в рамках которого страховщики могли варьировать стоимость полиса, а этой весной он был расширен до 20%. Плюс пересмотренные территориальные коэффициенты, выросшие в некоторых регионах на 20-25%. В результате кое-где страховка подорожала более чем в два раза. За вполне логичным недовольством автовладельцев вдруг снова послышался голос недовольных страховщиков. Чего же хотят те и другие?

Игроки рынка по-прежнему говорят об убыточности. Оставим сейчас в стороне тот факт, что ОСАГО – явление социальное и в теории не должно приносить прибыль. Однако стоны о тяжелой жизни выглядят весьма забавно, учитывая крайне небольшой период времени, в течение которого действуют новые тарифы и лимиты выплат. Статистика, конечно, уже есть, но для глобальных выводов полугода явно недостаточно. А с момента установления окончательных правил игры в середине апреля вообще прошел всего месяц! Так о каких же выводах можно говорить? Более того, свои данные обнародовал Центробанк, и они свидетельствуют об оживлении страхового бизнеса в кризисных регионах.

«Страховые компании, которые находятся у нас на ежедневном мониторинге, показывают положительную динамику, как по увеличению числа офисов и возвращению в центральные точки регионов, так и по улучшению качества продаж. С трудом пока удается решить проблему навязывания услуги», - сообщил заместитель председателя Банка России Владимир Чистюхин.

Зарабатывать на ОСАГО в ряде регионов по-прежнему мешает высокая аварийность. Страховщики предлагают платить за нее рядовым автомобилистам, причем всем: и лихачам, и тем, кто покупает полис из года в год, так ни разу им и не воспользовавшись. Но давайте вспомним о том, как в нашей стране готовят водителей в автошколах, как принимают экзамены, как содержат дороги, как наносят разметку и устанавливают знаки… Не правильнее ли заставить отвечать за большое количество ДТП автошколы, ГИБДД и дорожные службы? Логично, но ведь это так сложно! Для правильного решения проблемы необходимы реформы сразу в нескольких сферах, причем реформы масштабные и затратные. Куда проще в очередной раз залезть в карман владельцам машин, деваться которым все равно некуда.

Впрочем, у граждан есть свой ответ на последние новшества. В ряде регионов автомобилисты открыто заявляют, что перестанут покупать полисы ОСАГО или будут всячески искать возможность приобрести подделку: и деньги сэкономят, и «гаишник» на дороге не придерется. Понять их можно. Конечно, в случае серьезной аварии они накажут сами себя, «попав» на ремонт за свой счет. Но такая неприятность вполне может и не случиться, а экономия вот она, здесь и сейчас. Увы, страховщикам такой подход только на руку. От нескольких ушедших клиентов их финансовые результаты заметно не изменятся, зато вместе с ними уйдет и риск выплачивать возмещение пострадавшей стороне.

Есть и другая серьезная проблема – навязывание дополнительных услуг при продаже полисов ОСАГО. Оно получило особую популярность в течение последнего года. Дошло до того, что в ряде регионов покупка страховки превратилась в подобие поиска дефицитных продуктов во времена СССР. Закон прямо запрещает страховщикам отказывать в продаже полиса или завышать его стоимость. Однако продавцов это не смущает. Причем некоторые даже не пытаются имитировать соблюдение законности, открыто заявляя о необходимости доплатить или уйти с пустыми руками. Побороть напасть пока не получается даже у Федеральной антимонопольной службы. Некоторая положительная тенденция наметилась месяц назад после второго повышения тарифов ОСАГО, однако до полного решения проблемы пока далеко.

Если заметили в тексте опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии

Аноним

Обьявления

Opel Astra

Бензин инжектор, 1.6 л., Механическая, 2006, 83 676 км, Москва

Ford Focus

Бензин, 1.6 л., Автомат, 2012, 71 420 км, Москва

Hyundai Sonata

Бензин инжектор, 2 л., Автоматическая, 2008, 36 028 км, Москва

Отзывы

KIA Sorento 2011 г.в.

Kia Sorento в комплектации Luxe, двигатель 2,5 литра, мощность 170 л.с., КПП автомат,
Suzuki SX4 2008 г.в.

Привет любителям мотоциклов и полноприводных внедорожников. Хочу рассказать о своей второй машине, помимо нее, у меня Нива и на лето Yamaha R6. На маш…
Volkswagen Polo 2010 г.в.

Покупкой машины я озадачился после удачной продажи своего 8-ми летнего фиата. Требования к машине были следующими: Автоматическая коробка, ABS, кондиц…

В тему