ОСАГО: что нового? Часть первая

Кирилл Малышев, 17 мая 2015. Фото с сайтов gazeta.ru, zr.ru и ngs24.ru.
ОСАГО: что нового? Часть первая

Как водится в России, даже масштабная реформа зачастую порождает только новые проблемы и не решает прежних. Вот и к системе ОСАГО вопросов за последние полгода стало только больше.

Первого июля этого года исполняется 12 лет с момента введения в России института обязательного страхования ответственности автовладельцев. Из этого срока более 11 лет система существовала без сколь-нибудь заметных изменений. Даже стоимость полиса, несмотря на заметную ежегодную инфляцию, не менялась. Впрочем, и страховщики не оставались в накладе, выплачивая покорным пострадавшим копейки. Однако в последние годы число автомобилистов, готовых отстаивать свои права, выросло, и суды в подавляющем большинстве случаев встают на их сторону. И страховые компании с новой силой запели песню об убыточности и тяжелом существовании. В правительстве их услышали и подготовили проект глобальной реформы.

Удовлетворить постарались обе стороны: и потребителей, и бизнесменов. Первым достались увеличенные лимиты выплат (до 400 000 рублей по «железу» каждому потерпевшему вместо 120 000 ранее и до 500 000 рублей по здоровью вместо 160 000), единая методика расчета возмещения, которая выдает весьма близкие к реальности суммы, и уменьшенная с 80% до 50% максимальная степень износа транспортного средства, что при нашем весьма пожилом автопарке очень актуально. Страховые компании утешили увеличением тарифов. С 11 октября прошлого года базовый тариф для легковых автомобилей, находящихся в собственности физических лиц, вырос на 30%, с 12 апреля этого года – еще на 40%. При этом при первом повышении цен был введен 5%-ный коридор, в рамках которого страховщики могли варьировать стоимость полиса, а этой весной он был расширен до 20%. Плюс пересмотренные территориальные коэффициенты, выросшие в некоторых регионах на 20-25%. В результате кое-где страховка подорожала более чем в два раза. За вполне логичным недовольством автовладельцев вдруг снова послышался голос недовольных страховщиков. Чего же хотят те и другие?

Игроки рынка по-прежнему говорят об убыточности. Оставим сейчас в стороне тот факт, что ОСАГО – явление социальное и в теории не должно приносить прибыль. Однако стоны о тяжелой жизни выглядят весьма забавно, учитывая крайне небольшой период времени, в течение которого действуют новые тарифы и лимиты выплат. Статистика, конечно, уже есть, но для глобальных выводов полугода явно недостаточно. А с момента установления окончательных правил игры в середине апреля вообще прошел всего месяц! Так о каких же выводах можно говорить? Более того, свои данные обнародовал Центробанк, и они свидетельствуют об оживлении страхового бизнеса в кризисных регионах.

«Страховые компании, которые находятся у нас на ежедневном мониторинге, показывают положительную динамику, как по увеличению числа офисов и возвращению в центральные точки регионов, так и по улучшению качества продаж. С трудом пока удается решить проблему навязывания услуги», - сообщил заместитель председателя Банка России Владимир Чистюхин.

Зарабатывать на ОСАГО в ряде регионов по-прежнему мешает высокая аварийность. Страховщики предлагают платить за нее рядовым автомобилистам, причем всем: и лихачам, и тем, кто покупает полис из года в год, так ни разу им и не воспользовавшись. Но давайте вспомним о том, как в нашей стране готовят водителей в автошколах, как принимают экзамены, как содержат дороги, как наносят разметку и устанавливают знаки… Не правильнее ли заставить отвечать за большое количество ДТП автошколы, ГИБДД и дорожные службы? Логично, но ведь это так сложно! Для правильного решения проблемы необходимы реформы сразу в нескольких сферах, причем реформы масштабные и затратные. Куда проще в очередной раз залезть в карман владельцам машин, деваться которым все равно некуда.

Впрочем, у граждан есть свой ответ на последние новшества. В ряде регионов автомобилисты открыто заявляют, что перестанут покупать полисы ОСАГО или будут всячески искать возможность приобрести подделку: и деньги сэкономят, и «гаишник» на дороге не придерется. Понять их можно. Конечно, в случае серьезной аварии они накажут сами себя, «попав» на ремонт за свой счет. Но такая неприятность вполне может и не случиться, а экономия вот она, здесь и сейчас. Увы, страховщикам такой подход только на руку. От нескольких ушедших клиентов их финансовые результаты заметно не изменятся, зато вместе с ними уйдет и риск выплачивать возмещение пострадавшей стороне.

Есть и другая серьезная проблема – навязывание дополнительных услуг при продаже полисов ОСАГО. Оно получило особую популярность в течение последнего года. Дошло до того, что в ряде регионов покупка страховки превратилась в подобие поиска дефицитных продуктов во времена СССР. Закон прямо запрещает страховщикам отказывать в продаже полиса или завышать его стоимость. Однако продавцов это не смущает. Причем некоторые даже не пытаются имитировать соблюдение законности, открыто заявляя о необходимости доплатить или уйти с пустыми руками. Побороть напасть пока не получается даже у Федеральной антимонопольной службы. Некоторая положительная тенденция наметилась месяц назад после второго повышения тарифов ОСАГО, однако до полного решения проблемы пока далеко.

Если заметили в тексте опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии

Аноним

Обьявления

Audi Q5

бензин турбонаддув, 2 л., автоматическая, 2009, 90 311 км, Москва

Mitsubishi Lancer

Бензин инжектор, 1.8 л., Механическая, 2008, 82 596 км, Москва

Land Rover Range Rover

Дизель, 3.6 л., Автомат, 2008, 90 883 км, Москва

Отзывы

Volkswagen Polo 2012 г.в.

Всем привет! Я не буду рассказывать о муках выбора и сравнивать Поло с Солярисом и прочими конкурентами, как это делает большинство владельцев. Возмож…
Audi A6 2007 г.в.

2007, 2,4 – 177 л.с. Скажу сразу что этот опус посвящен мягко сказать неудачной эксплуатации автомобиля! Более того я не исключаю того, что мне прост…
Hyundai Getz 2008 г.в.

Гетз покупался с рук за 370000 года назад с пробегом 42000. 1,6 автоматическая коробка, 105 л.с. Хорошая комплектация включающая антиблокировочную сис…

В тему