ОСАГО: что нового? Часть вторая

Кирилл Малышев, 19 мая 2015. Фото с сайтов probeg.com и unikassa.ru.
ОСАГО: что нового? Часть вторая

Было бы странно, если бы реформа ОСАГО не сопровождалась появлением сторонних предложений и инициатив. За последние месяцы их набралось несколько, как встающих на сторону автомобилистов, так и играющих на руку страховщикам.

Воронежский губернатор Алексей Гордеев разработал поправки к закону об ОСАГО. Он предлагает продавать полисы только после того, как владелец покажет квитанцию об оплате транспортного налога. Идея больше касается не системы обязательного страхования, а проблемы собираемости транспортного налога. Однако для многих это предложение, будь оно принято, стало бы поводом для значительных трат. Впрочем, почти не сомневаюсь, что метод обойти ограничение появился бы очень быстро, а в офисах продаж утвердилась бы доплата «за отсутствие справки». Достаточно вспомнить, как оперативно страховщики взялись за самостоятельное оформление диагностических карт наряду с сертифицированными пунктами.

Член комитета Госдумы по транспорту Олег Нилов предлагает освободить от обязанности покупать полис обязательного страхования ответственности тех автовладельцев, у которых уже есть КАСКО. «У нас есть инициатива отмены обязательного страхования ОСАГО. Сейчас мы ожидаем очередных попыток страхового бизнеса повысить стоимость страхового ОСАГО. Зачем она нужна? Я считаю, что это просто такая лоббистская инициатива, и владельцу более мощной страховки не нужна страховка ОСАГО. А ее все равно при каждой остановке спрашивают и штрафуют в случае ее отсутствия», - рассказал парламентарий.

Инициатива выглядит утопично хотя бы потому, что придется разработать единую форму для полисов каско, создать по ним единую базу и переработать механизм контроля за наличием страховки. Кроме того, вряд ли наши страховые компании будут готовы воспринять столь новаторский подход.

Свое предложение по частичной отмене ОСАГО есть у Минфина. В ведомстве говорят о необходимости введения так называемого социального коэффициента. С его помощью можно будет значительно (вплоть до 100%) снизить стоимость страховки для отдельных категорий малоимущих граждан. В качестве примера приводятся пожилые и многодетные водители, которые, согласно некой имеющейся статистике, водят аккуратнее машину прочих. Идея выглядит здравой, а доля попадающих под льготу водителей в общем числе будет ничтожно малым. Вряд ли страховые компании будут сильно противиться этому предложению.

Разумное заявление главного нарколога страны Евгения Брюна о том, что за водителями, лишенными прав за пьяную езду, необходимо установить надзор на весь период наказания, дабы контролировать их состояние, со свойственным ему размахом извратил депутат Виктор Лысаков.

«Согласитесь, что увеличение страховки даже вдвое или втрое, – вообще, по сравнению с уголовной ответственностью, ни о чем. Хотя это можно вполне рассматривать как некую меру, повышающую ответственность водителя. Но я бы здесь шире посмотрел на этот вопрос. Думаю, что есть смысл не просто поднимать стоимость страховки для тех, кто позволил себе выпить и попался за рулем, а увеличивать ее стоимость вообще для всех злостных нарушителей ПДД. И не на 40-60%, как сейчас это сделали по отношению ко всем абсолютно автовладельцам, а в несколько раз: в три, пять, десять раз, во сколько угодно раз, если человек злостно, то есть систематически, нарушает ПДД», - заявил парламентарий.

А вот два других новшества, скорее всего, в скором времени будут приняты. Хорошее заключается в том, что бумажный полис ОСАГО заменят электронным. Страховку можно будет купить через Интернет – быстро, удобно и современно. Но главное заключается в том, что при такой схеме у страховщиков не будет возможности навязать дополнительные платные услуги, с чем безуспешно пытается бороться антимонопольная служба, накопив более десяти тысяч жалоб за четыре года. Формально сетевые продажи должны стартовать с 1 июля, однако страховые компании просят дополнительное время на отладку системы и защиту от мошенников и готовы начать торговлю с рядом ограничений, полностью сняв их только к следующему году.

Плохая новость для автомобилистов: полисы могут снова подорожать уже в этом году. В РСА разработана новая сетка коэффициентов возраста и стажа. Сейчас предусмотрено 4 возможных множителя в зависимости от сочетания возраста (до 22 лет/старше 22 лет) и стажа (до 3 лет/больше 3 лет). Они варьируются от 1,8 до 1,0. РСА предлагает ввести 23 градации от 2,52 (водитель младше 25 лет со стажем менее 1 года) до 0,77 (водитель старше 45 лет со стажем более 11 лет). Если сейчас нейтральный коэффициент «1» доступен уже с 22 лет при стаже более трех лет, то по новым правилам его невозможно получить ранее 32 лет и при стаже менее 11 лет. Также есть шансы, что в РСА продавят изменение множителей за мощность двигателя и некоторых региональных.

Самая свежая идея – предложение Роспотребнадзора превратить ОСАГО в подобие налога. Начальник управления защиты прав потребителей ведомства Олег Прусаков привел в пример железнодорожные и авиабилеты, где страховка заложена в стоимость. Нечто подобное, видимо, предлагается сделать и с ОСАГО, когда автомобилист обезличенно делает взнос в некий общий фонд и получает право на последующее возмещение в случае ДТП.

Что из перечисленного претворится в жизнь, пока непонятно. Ясно одно: проведенная реформа ОСАГО положила начало череде изменений в системе, и не все они понравятся автомобилистам. К сожалению, есть все шансы, что закон об обязательном страховании автогражданской ответственности ждет то же самое, что «автомобильную» 12-ю главу КоАП: практически ежемесячная правка на основе отдельных инициатив и предложений без малейших намеков на системность и логику.

Если заметили в тексте опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии

Аноним

Обьявления

Ford Focus

Бензин, 1.8 л., Механическая, 2008, 104 000 км, Москва

Hyundai Sonata

Бензиновый, 2 л., АКПП, 2004, 136 000 км, Москва

KIA Magentis

Бензиновый, 2.5 л., АКПП, 2005, 139 000 км, Москва

Отзывы

Acura MDX 2004 г.в.

3500 – 260 л.с. автомат, максимальная комплектация: кожаный 7 местный салон, электро сиденья с памятью на 2-х водителей, электролюк, кожаный мультирул…
Lada ВАЗ 2104 2002 г.в.

Третья четверка в моих руках, до этого были разные машины, но пришел к выводу, что более универсального и ремонтопригодного аппарата я для себя не най…
Honda Accord 2008 г.в.

Это тот самый случай когда машину покупают сердцем. Как только появилась информация о выходе нового Аккорда, я понял, что несмотря ни на что куплю ее.…

В тему