ОСАГО продолжает меняться

Кирилл Малышев, 27 августа 2015. Фото с сайтов autonews.com, ria56.ru и aif.ru.
ОСАГО продолжает меняться

За последний год система обязательного страхования автогражданской ответственности подверглась существенным доработкам. Но при этом изменения в сфере страхования не спешат останавливаться. За одно только лето этого года было выдвинуто несколько инициатив. Некоторые из них уже стали законом, другие пока находятся на стадии обсуждения. Но в выигрыше ли остаются те, для кого была придумана вся система?

Если еще год назад масштабная реформа ОСАГО находилась на стадии разработки, то сегодня автовладельцы по всей стране вынуждены жить по новым правилам. Мы уже рассказывали о повышении цен на полисы и увеличении суммы выплат, а также о некоторых предложениях, связанных с «автогражданкой». Однако разного уровня чиновники и представители страховщиков продолжают предлагать «оптимизацию» бизнеса, основанного на социальной программе.

В частности, правительство активно принуждает водителей оформлять дорожно-транспортные происшествия без участия инспекторов ГИБДД. А с недоверием автомобилистов к процедуре власти решили бороться традиционным способом – ужесточить законодательство, а именно вести новые изменения в многострадальную 12 главу КоАП. Отныне автомобилисты в случае аварии должны оформлять ее самостоятельно. Не согласны? Получите штраф! Причем сотрудники Госавтоинспекции уже начали активно применять новую норму к излишне упрямым автомобилистам. Тем временем Российский союз автостраховщиков радостно сообщает о росте популярности европротокола. А вот о количестве отказов из-за неправильно оформленных документов организация не спешит распространяться.

Вместе с тем МВД предлагает вовсе отменить такой документ, как справка об аварии. По мнению руководителей ведомства, необходимость оформлять ДТП самостоятельно, но при этом все же получать документ в ГИБДД тормозит всю систему развития самостоятельного оформления аварий. Страховщики же заявляют, что отмена справки приведет к полному коллапсу всей системы. Мы подозреваем, что справку все же отменят, а проверять последствия новых норм придется, как всегда, рядовым автолюбителям.

«Справка содержит информацию, позволяющую страховщику установить обстоятельства ДТП без участия заинтересованных лиц. Наличие документа позволяет страховщику получить важные сведения, отсутствующие в извещении о ДТП или в иных бумагах, выдаваемых участнику аварии сотрудником полиции, которые необходимы для рассмотрения заявления потерпевшего», - заявили представители РСА.

Также мы не можем обойти вниманием новую инициативу Центробанка и МВД. Специалисты этих организаций подготовили предложение, согласно которому для злостных нарушителей цены на полис будут значительно выше, чем для аккуратных водителей. Вот эту инициативу РСА, что неудивительно, воспринял на «ура».

«Сейчас аккуратные водители платят за «гонщиков», в то время как лихачи чаще становятся виновниками ДТП. Такой подход сложно назвать справедливым. Кроме того, снижение аварийности влияет на снижение уровня убыточности и прямо отвечает интересам страховщиков», - поддерживает поправки глава Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс.

Есть и полезные для автомобилистов нововведения. Например, с 1 июля водители в России могут заказать себе полис через интернет. Правда, пока что в режиме онлайн можно разве что продлить действие полиса, возможность заключения новых договоров появится не ранее 1 октября. Как отмечают в РСА, особенно сервис пришелся по душе жителям небольших городов. Не исключено, что особую популярность новшество получает в регионах, где либо постоянно отсутствуют бланки, либо страховые компании отказывают в продаже ОСАГО без покупки какой-то дополнительной страховки. А вот в крупных городах автолюбители предпочитают посещать офисы страховых компаний лично.

Кстати, о нарушении прав потребителей. В борьбе с жадностью страховщиков наметился определенный прогресс. В конце мая Центробанк ограничил право самого крупного игрока на рынке – компании «Росгосстрах» – продавать ОСАГО, а также вносить изменения в уже реализованные полисы. На такую меру регулятору пришлось пойти из-за обилия жалоб от потребителей на слишком назойливое предложение допуслуг, на «забывчивость» менеджеров, не дающих скидки за безаварийную езду и отказ в оформлении полиса. К слову, страховщики по этому поводу особо не переживали и продолжили продавать полученные от родственной ОАО «Российская государственная страховая компания» документы в тех же офисах. Однако нарушения были устранены, и уже через две недели «Росгосстрах» возобновил свою деятельность в полном объеме.

Кроме того, Банк России призывает рядовых автовладельцев сообщать обо всех случаях нарушения законодательства непосредственно в службу защиты прав потребителей финансовых услуг. В перспективе недобросовестных страховщиков могут ожидать немалые штрафы за неуемную жадность. Активисты «Общероссийского народного фронта» подготовили поправки в Кодекс об административных правонарушениях, согласно которым нечистым на руку игрокам рынка может грозить штраф в размере от 100 до 500 тысяч рублей. Не забыли о брокерах и агентах, реализующих ОСАГО в частном порядке. Их законопроект позволяет штрафовать на пять тысяч рублей. К слову, сегодня можно штрафовать только на 50 000 и только юридических лиц.

«Банк России в ходе заседания экспертного совета с участниками рынка уже высказался в поддержку нашего предложения. Надеемся, что законопроект будет рассмотрен и принят в ходе осенней сессии. Его принятие позволит повысить ответственность страховщиков и, надеемся, резко снизит число отказов от заключения договоров ОСАГО, а также случаев навязывания клиентам ненужных услуг», - пояснил зампред комитета Госдумы по экономической политике Виктор Климов.

После проведения второй части реформы, когда в некоторых регионах цены на полис для многих стали просто неподъемными, депутаты задумались об удешевлении услуги. Теперь чиновники решили «дать задний ход». Например, в качестве дополнительной меры по поддержанию стремительно падающего рынка предлагается снизить тарифы на ОСАГО и КАСКО.

«Страховые услуги нужно довести до минимума, а утилизационный сбор убрать совсем до момента восстановления объема продаж, который был зафиксирован в докризисный период», - считает заместитель председателя комитета по транспорту Михаил Брячак.

Другие слуги народа выступили с идеей ввести немалые скидки для некоторых категорий малоимущих граждан. Например, для пенсионеров и многодетных семей. Якобы эти категории граждан водят автомобиль гораздо аккуратнее остальных. Добавим, что пока что оба этих предложения не прошли дальше обсуждения.

Часть описанных идей так и останутся в умах их авторов, другие будут приняты в ближайшее время. В одном можно быть уверенными: дешевле страховка не станет. А вот уровень сервиса для автомобилистов может вырасти. Особенно – в части размера выплат. Они растут с каждым месяцем. По статистике РСА, в июле прошлого года пострадавшие автомобилисты получали по 37,2 тысячи рублей, в марте 2015-го - 45,6 тысячи, а в июле - уже 51,2 тысячи. Любопытно, что эти размеры выплат относятся еще к полисам со старыми лимитами, заключенным в 2012-2014 годах. На новые, по данным страховщиков, пока приходится всего 10-12% возмещений. С каждым месяцем их доля будет расти, что приведет к дальнейшему росту размера компенсации.

Если заметили в тексте опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии

Аноним

Обьявления

Volkswagen Golf Plus

Бензин, 1.2 л., Механическая, 2011, 16 500 км, Москва

Chevrolet Niva

Бензин инжектор, 1.7 л., Механическая, 2003, 21 492 км, Москва

Ford Mondeo

Бензин инжектор, 2.3 л., Автоматическая, 2011, 39 930 км, Москва

Отзывы

Citroen C4 2006 г.в.

Покупал с рук в 2011 году с пробегом 41000 в хорошей комплектации: 4 Air-Bag, ABS, CD-проигрыватель, бортовой компьютер, ГУР, климат-контроль, литые д…
Opel Antara 210 г.в.

Антару брал в салоне по trade-in в обмен на подуставшую Астру пол года назад. На машину салон дал годовую гарантию и бонусом в багажник положил набор …
Audi A6 2007 г.в.

2007, 2,4 – 177 л.с. Скажу сразу что этот опус посвящен мягко сказать неудачной эксплуатации автомобиля! Более того я не исключаю того, что мне прост…

В тему