Платные дороги: российская история

Кирилл Малышев, 2 декабря 2015. Фото "Автодора" и с сайта lenta.ru.
Платные дороги: российская история

Системе платных магистралей в нашей стране совсем немного лет. Однако она только начинает расти, и вскоре дорог с кассами и шлагбаумами станет намного больше. Сколько стоит проезд сейчас, и где нам предложат заплатить за него в будущем?

В Европе власти давно пришли к мысли, что за проезд по федеральным трассам водителям нужно платить. Где-то устанавливают пункты оплаты, где-то необходимо покупать специальную виньетку на лобовое стекло, которую считывают установленные на трассах камеры. Собранные средства идут на содержание и благоустройство дорог.

Мода «доить» автомобилистов выходит в России на первый план, поэтому неудивительно, что чиновники также решили ввести подобную практику. Рецепт прост: взять уже готовую магистраль, немного привести в порядок, установить на ней кассы и шлагбаумы и начать взимать деньги. В идеале – еще и затеять многолетний ремонт бесплатной альтернативы, чтобы автомобилисты охотнее пользовались «услугой». Так, например, поступили в районе Одинцова, где на бесплатной трассе можно потерять не один час.

Впервые о возможности ввести плату за проезд заговорили еще в 1992 году, когда президент Борис Ельцин подписал указ «О строительстве и эксплуатации автомобильных дорог на коммерческой основе». Спустя несколько лет, в 1999-ом, в Липецкой области даже появился первый пилотный отрезок трассы М4 «Дон», за проезд по которому начали взимать плату. К 2002 году проект был признан успешным и к уже существующему участку были добавлены еще несколько, на этот раз в Псковской области. К слову, это единственная магистраль, на которой к тому моменту не была произведена реконструкция.

Еще раньше, в 1997 году, платным сделали мост через реку Обь в Барнауле, в 2000 году к нему присоединился 137-километровый отрезок трассы «Алтай-Кузбасс». Водителям пришлось раскошеливаться вплоть до 2011 года, когда губернатор Алтайского края отменил взимание платы.

В конце 2007 года президент Владимир Путин подписал закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ». В документе подробно описаны как сама процедура введения платы на отрезках транспортных артерий, так и ответственность оператора. В частности, проезд должен быть бесплатен для автомобилей экстренных служб и общественного транспорта (за исключением такси), а также почтовых транспортных средств. Оператор обязан тщательно следить за магистралью и поддерживать ее в надлежащем состоянии. Прописаны в проекте и способы оплаты. Водители должны иметь возможность расплатиться как наличными или банковской картой, так и при помощи специального устройства, которое крепится в автомобиле – транспондера.

Все транспортные средства разделены на несколько категорий в зависимости от высоты и количества осей. Сумма к оплате высчитывается исходя из вреда, который машина наносит дорожному полотну. Правда, при этом легковые автомобили и мотоциклы входят в одну группу, однако одинаковый вред асфальту они не могут нанести в принципе.

Сегодня только в Московской области насчитывается три платные транспортные артерии. Первая и самая дорогая в России – участок трассы М1 «Беларусь» в обход города Одинцово. По магистрали можно добраться от МКАД до 33-го километра Минского шоссе. Все работы были завершены в 2013 году, а пунктов оплаты на магистрали установлено сразу три. Плату на магистрали начали взимать 1 января 2014 года. Водителям легковушек и мотоциклов придется заплатить в дневное время, с 05.00 до 01.00, 150 рублей за проезд по первому участку магистрали, и 100 – за второй. Машина с прицепом сможет проехать по трассе в сумме за 375 рублей. А вот за объезд вечной пробки в Одинцове дальнобойщику на фуре придется отдать 800 рублей за 18,5-километровый кусочек трассы!

Если подсчитать, то водители легковых машин и мотоциклов заплатят днем 13,5 рубля за километр дороги, автомобилисты, буксирующие прицеп, заплатят 20,3 рубля, грузовикам же проезд обходится в 43,2 рубля за один километр пути!

На трассе М4 «Дон» плату взимают сразу на семи отрезках в Московской, Тульской, Воронежской и Липецкой областях. Их общая протяженность равна 340 километрам.

Водителям легковых автомобилей за проезд всей магистрали днем придется заплатить 395 рублей, большегрузному транспорту – 1490 рублей. Путем нехитрых подсчетов мы можем узнать, что для двухколесного транспорта и легковушек цена за километр составляет 1,2 рубля, грузовики заплатят 4,4 рубля. То есть на порядок меньше, чем за обход Одинцова!

Буквально пару недель назад плату также начали взимать на трассе М11 «Москва – Санкт-Петербург» с 15 по 58 километры. Это сразу же привело к многокилометровым заторам, недовольству водителей, а бесплатное Ленинградское шоссе вновь встало практически намертво. Дело в том, что ежедневные поездки из Солнечногорска в Москву на работу и обратно могут здорово ударить по семейному бюджету, ведь в будние дни в час пик автомобилистам придется «раскошелиться» на сумму от 500 до 1200 рублей в зависимости от класса транспортного средства и направления движения. И это – за дорогу в один конец! По ночам удастся сэкономить: с десяти вечера до шести утра кассиры на пунктах оплаты попросят от 200 рублей у мотоциклистов и водителей легкового транспорта до 500 рублей у дальнобойщиков.

Если снова взять в руки калькулятор, то поездка длиной 43 километра для водителей легковых машин обойдется в 11,6 рубля за километр, а грузовики заплатят 27,9 рубля. Но, несмотря на не самые скромные цены, поездка по этой дороге выйдет дешевле, чем по М1 «Беларусь».

Чем обусловлены такие тарифы на подмосковных отрезках М1 и М11? Подозреваем, что обычной жадностью и политикой столичных властей на «зачистку» города от частных машин. Эти дороги удобны тем, кто ежедневно ездит в Москву на работу, и ощутимый удар по карману многих заставит пересмотреть свои привычки.

Еще один 76-километровый участок М11 в Тверской области, который позволит автомобилистам значительно сократить время в пути между двумя столицами за счет объезда Вышнего Волочка, на этом фоне выглядит и вовсе недорого: от 150 рублей за легковушки до 600 рублей для большегрузов. Или 2,0 и 7,9 рубля за километр пути соответственно.

Добавим, что для всех категорий водителей, которые часто пользуются платными дорогами, предусмотрена система скидок. В частности, при оплате при помощи транспондера автомобилист не только сэкономит время, проезжая через отдельный терминал, но и получит скидку в зависимости от класса своей машины и самой трассы.

Какие участки станут платными следующими? Сейчас «Автодор» занят строительством трассы Москва – Санкт-Петербург, которую необходимо сдать к Чемпионату мира по футболу 2018 года. В ведение госкомпании также переданы магистрали М1 «Беларусь» и М3 «Украина», которые ждет масштабная реконструкция и введение платного режима. Начинается грандиозный проект по строительству Центральной кольцевой автодороги вокруг столицы на базе существующей «малой бетонки» А107. Кроме того, близятся к завершению работы по расширению трасс М2 «Крым» и М9 «Балтия». Последние две пока находятся под попечительством «бесплатной» компании Росавтодор, да и расширений под установку касс на них пока не видно. Однако вряд ли они останутся бесплатными.

Российское законодательство требует, чтобы у платной дороги была общедоступная альтернатива со свободным проездом. В случае с уже существующими магистралями «Автодору» повезло: такие отрезки есть. Но активное расширение сети российских автобанов рано или поздно упрется в то шоссе, дублера у которого нет. В этом случае предполагаем два возможных варианта развития событий. Или по просьбе госкомпании оперативно поправят закон, или же в тариф на проезд заложат стоимость строительства бесплатной альтернативы. Во втором случае, учитывая стремление российского бизнеса «отбить» вложения в кратчайший срок, цены могут оказаться неподъемными для большинства автомобилистов.

Пока же платные автомагистрали не вызывают такого недовольства, как, например, платные парковки и система «Платон» для дальнобойщиков.

Если заметили в тексте опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии

Аноним

Обьявления

Suzuki Splash

бензин инжектор, 1.2 л., автоматическая, 2013, 1 709 км, Москва

Toyota Camry

Бензин инжектор, 2.4 л., Автоматическая, 2011, 61 496 км, Москва

Mercedes-Benz S-Class

Бензин, 3.5 л., Автомат, 2006, 152 670 км, Москва

Отзывы

Volkswagen Polo 2012 г.в.

Всем привет! Я не буду рассказывать о муках выбора и сравнивать Поло с Солярисом и прочими конкурентами, как это делает большинство владельцев. Возмож…
Lifan Solano 2018 г.в.
Доброго времени суток, уважаемые! Итак, что мы прикупили: LIFAN Solano II комплектация Luxury 1.8 CVT (2 подушrb, подогрев попы передних сидений, AB…
Ford Focus 2012 г.в.

1/6 (125) АКПП, хетчбек, комплектация sport

В тему