Попасть в базу: как страховщики копят сведения о ДТП

Кирилл Малышев, 13 октября 2015. Фото с сайтов unikassa.ru и lori.ru.
Попасть в базу: как страховщики копят сведения о ДТП

С августа Российский союз автостраховщиков объявил о запуске автоматизированной системы Бюро страховых историй. Что следует знать о ней рядовым автовладельцам?

Система обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев (ОСАГО) появилась в России в 2003 году. Только спустя десять лет у страховщиков появилась работоспособная база страховых историй. До этого момента попавшие в аварию по собственной вине водители поступали очень просто: полис на следующий год покупали в другой страховой компании, умалчивая о «подвигах» за последние 12 месяцев. Правдивость этих слов порой не проверяли даже в официальных офисах, а брокеры-частники, торгующие в «Газелях» у регистрационных отделов ГИБДД, этим вообще никогда не занимались.

Понять автомобилистов можно. Скидка за безупречный год составляет всего 5%, тогда как всего за одну аварию коэффициент вырастает как минимум на 10%, а случается, что и на все 55% (зависит от класса водителя на начало периода страхования).

Но и система ОСАГО без нормального учета неаккуратных автомобилистов получает лишние расходы. Наладить обмен данными через единую автоматизированную информационную систему (АИС РСА) удалось только в 2013 году. Дело пошло на лад, и по мере накопления страховщиками сведений о клиентах скрывать факты ДТП стало сложнее. Разумеется, все еще можно найти брокера, готового поверить покупателю на слово и рассчитать стоимость полиса «по-старинке» - выписав максимально возможную скидку, исходя из стажа вождения. Однако в случае аварии и обращения в страховую компанию обман (точнее, недомолвка) вскроется, и хитреца попросят оплатить разницу между купленным им ОСАГО и его реальной стоимостью.

Страховщики заявляли, что на момент запуска базы в ней содержались сведения за два последних года. Сейчас накоплено историй уже за четыре года. По словам участников рынка, этого вполне достаточно для того, чтобы говорить о честном расчете премии для большинства покупателей полисов ОСАГО.

С 1 августа этого года РСА запустил автоматизированную информационную систему Бюро страховых историй (АИС БСИ). Теперь в поле зрения страховщиков попадут не только сведения по обязательной «автогражданке», но также по каско и расширенной, дополнительной страховке ответственности водителей (ДСАГО). В течение 30 дней компания-продавец полиса обязана загрузить в базу данные о клиенте и его автомобиле, а также об убытках, выплатах и изменений условий договора в случае их возникновения. Полный перечень информации прописан в распоряжении Банка России.

Учитывая, что новшество касается добровольных видов страхования, внесением истории никто не озаботился. В БСИ попадает информация по договорам, заключенным с 1 августа текущего года. Значит, на наполнение базы уйдет достаточно много времени, и страхователям по-прежнему придется тратить время на получение справки о безубыточности при смене компании. Впрочем, условия по полисам каско различаются очень заметно. К примеру, некоторые вообще не практикуют предоставление скидки за безаварийный год по договору, защищающему от ущерба и угона. Именно поэтому выбор страховой компании – дело сугубо индивидуальное, зависящее от очень многих факторов, среди которых потенциальная выгода от аккуратного вождения отходит на задний план. Выходит, бюро историй по каско не несет однозначной пользы потребителям.

Зато очевидны выгоды для страховщиков! Скидку они могут не дать, зато точно не преминут накинуть несколько тысяч к стоимости полиса, если увидят в прошлом клиента факты аварий. Поискать более лояльную к «грехам» прошлого фирму никто не запрещает, но ведь в базу-то станут смотреть везде.

Разумеется, повышенные коэффициенты грозят только виновникам ДТП. Если вы обращались за выплатой по каско, но являлись пострадавшей стороной, то бояться нечего. Однако это в теории. На практике не исключено, что ушлые страховщики попытаются «срубить» лишние деньги при одном только факте выплаты, не вдаваясь в дополнительные детали. В этом случае клиент имеет право потребовать подробный расчет стоимости полиса и обратиться с жалобой в РСА.

Глобальная база страховых историй позволит компаниям более гибко подходить к каждому клиенту. Для любителей провоцировать в аварии цена защиты может быстро стать неподъемной. Зато для адекватных водителей, которых, хочется верить, на дорогах все же большинство, появятся индивидуальные предложения. Впрочем, и это всего лишь теоретические выкладки. Приемлемую стоимость страховки можно найти и сейчас – было бы время и желание. Всевозможных «спецпредложений» и «особых условий» немало.

Страховщики хотят пойти дальше и заполучить доступ не только к информации своих коллег, но и ГИБДД. От автоинспекции они хотят получать сведения о количестве и характере нарушений ПДД, об авариях, которые были оформлены, но их участники по каким-либо причинам не обращались за возмещением.

«Убыток и ДТП – это не одно и то же. Если водитель съехал в кювет и перевернулся, он никому не причинил вреда, но это тоже авария. Получив доступ к базе ДТП, мы бы увидели более объективную картину и, как следствие, смогли бы установить более справедливые тарифы. Кроме того, было бы очень неплохо, если бы страховщики могли получить доступ и к базе нарушений правил дорожного движения. Тогда страхователь действительно мог бы получить свой индивидуальный тариф. Те, кто ездит по правилам и не совершает аварий, получили бы большие скидки», - считает начальник управления методологии страхования Российского союза автостраховщиков Михаил Порватов.

Что выйдет из этой идеи – пока неясно. Вполне вероятно, что через год-два она будет реализована, и тогда тарифы на страховку некоторых могут неприятно удивить. Не исключено, что данные о количестве нарушений ПДД станут влиять не только на цену каско, но и ОСАГО.

Если заметили в тексте опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии

Аноним

Обьявления

Peugeot Boxer

Дизель, 2.2 л., МКПП, 2012, 58 000 км, Москва

Mazda CX-7

Бензин, 2.3 л., Автомат, 2011, 75 000 км, Москва

Peugeot 308

Бензиновый, 1.6 л., АКПП, 2010, 22 000 км, Москва

Отзывы

Volvo XC70 2007 г.в.
Псевдополноприводный универсал. Что тут ещё добавить? Семейный автомобиль. Особенно хорош для загородных, но не слишком долгих поездок.
Mini Cooper 2005 г.в.

Ой какой милашка! - сказала она, и на отрез отказалась воспринимать любые мои доводы и альтернативные варианты. Женский подход к выбору автомобиля сро…
Hyundai Solaris 2011 г.в.

Всем привет! Хочу рассказать о своих впечатлениях после покупки Соляриса. Начну с предыстории. К тому моменту как появился Солярис, я уже почти накопи…

В тему