Сектор газа

Кирилл Малышев, 8 сентября 2015. Фото Газпрома, с сайтов drive.ru и termomir.ru.
Сектор газа

Цены на бензин растут стабильно и весьма заметно. Однако о переходе на газовое топливо в России по-прежнему задумываются немногие. Попробуем разобраться, почему это происходит.

Альтернатива традиционным видам жидкого топлива, бензину и солярке, фактически одна – газ. Конечно, если не рассматривать дорогие электромобили или экзотические пока силовые установки на топливных элементах. Переоборудовать можно большинство моделей из встречающихся на дорогах, работы сравнительно доступны, а затраты быстро окупаются. Газомоторное топливо бывает двух видов.

Пропан-бутан – это сжиженный углеводородный газ. Его основой служат попутные нефтяные газы. Они образуются в процессе добычи и перегонки черного золота. Для сохранения в жидком виде его держат под давлением около 16 атмосфер.

Метан – это сжатый природный газ. Давление при его хранении составляет 200 атмосфер, что порождает особые требования к прочности баллонов. Если изготавливать их из стали, то масса получается немалой. Настолько, что для легковушек этот вариант фактически исключен, а для легких грузовиков отнимает заметную долю грузоподъемности. Так что подходит он только большим грузовикам и автобусам. Для облегчения конструкции используют другие баллоны – гибридные или композитные, которые значительно дороже. Только за счет этого фактора комплект метанового ГБО при прочих равных как минимум вдвое дороже пропан-бутанового! Это сильно снижает привлекательность природного газа в глазах потенциальных пользователей и значительно увеличивает срок окупаемости.

Есть у метана и другой серьезный недостаток – количество заправок или, говоря точнее, автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. Их около 250… на всю Россию! В Москве – всего пять, и все на МКАД, в Подмосковье – три. С такой сетью говорить о полноценной эксплуатации машины на этом виде топлива не приходится. Если вам все-таки повезло, и АГНКС есть на вашем повседневном маршруте, не спешите радоваться. Любое отклонение от него приведет к проблемам.

Дело в том, что с автономностью у метана тоже беда. Его отпускают в кубометрах. Один куб примерно равен по энергоемкости литру бензина. А в 80-литровый баллон (он, на минуточку, займет от трети до половины объема багажника среднестатического седана) войдет всего чуть больше 20 кубометров. То есть в городе его хватит километров на 200-250. С таким букетом минусов не до подсчетов экономии. Львиная ее доля растворится в перепробегах до заправки и обратно.

Пропан-бутан описанных недостатков лишен. Из-за небольшого давления его можно хранить в обычных баллонах. Сеть заправок уступает традиционным АЗС, но вполне достаточна и для беспроблемной эксплуатации машины в городе, и для дальних путешествий. Кроме того, сжиженный газ продается в привычных литрах. Его расход чуть выше, чем бензина (примерно на 10-15%), но размещенного в нише запасного колеса баллона объемом 40-50 литров вам будет хватать на вполне приличное расстояние.

По цене пропан-бутан остается намного дешевле бензина. Например, в Москве заправиться газом можно по 17-18,5 рублей за литр, тогда как АИ-95 на брендовых АЗС стоит около 37 рублей. Разница в цене – в два раза. Правда, реальная экономия окажется чуть меньше: как уже было сказано выше, газа двигатель расходует чуть больше, чем бензина.

Несложные расчеты показывают: на прожорливом внедорожнике вроде «УАЗа Патриот» ГБО окупится за пробег около 15 000 километров. Для седана Б-класса период окупаемости дольше, но тоже укладывается в годовой километраж среднестатического автомобилиста.

Кажется, при таких доводах в пользу пропан-бутана в мастерские по установке оборудования должны стоять очереди. Но не будем забывать про целый ряд минусов.

Первый из них – потеря гарантии на машину. Все-таки установка второй топливной системы – это серьезное вмешательство в конструкцию. Так что владельцам новых автомобилей стоит крепко подумать перед тем, как лишить себя возможности бесплатного устранения неисправностей у официального дилера. Увы, но предлагаемые за рубежом модели с заводским газобаллонным оборудованием у нас пока фактически не представлены. Проекты двухтопливных «Лад» и УАЗов так пока и не стали серийными, хотя оба завода проявляют интерес к этой теме.

Второй тонкий момент связан с размещением баллона. Оптимальный вариант для легковушек – тороидальная емкость в нише запасного колеса. Последнее можно переложить в багажник или, при коротких поездках по городу, вовсе оставлять в гараже. Цилиндрический баллон обеспечит лучшую автономность, но и места займет куда больше. Вдобавок останетесь без преимуществ трансформируемого багажного отсека: емкость в большинстве случаев устанавливают вдоль спинки заднего сиденья.

Не будем забывать и о недружелюбной процедуре официальной регистрации ГБО. Впрочем, ее мало кто проходит. Для прохождения государственного техосмотра и осмотра машины при перерегистрации в ГАИ достаточно избавиться от видимых компонентов системы, и проблем не будет. Причем такую схему зачастую предлагают владельцам сами инспекторы, понимая всю сложность официальной процедуры.

А вот разговоры о прогаре клапанов и взрывоопасности газовых машин следует отнести к категории мифов. Их обоснованность отрицают и сами установщики, и те автомобилисты, кто уже не первый год ездит на альтернативном топливе. К разрушительным последствиям для двигателя может привести неправильная настройка ГБО, для всей машины – некачественная установка оборудования. И того, и другого можно легко избежать, если обратиться в квалифицированный сервис, а не к сомнительного вида гаражным мастерам, стремясь сэкономить.

Что важнее: экономия на топливе, объективные минусы или полумифические страхи – каждый решает для себя сам. Мы лишь постарались всесторонне описать один из самых простых способов сэкономить.

Если заметили в тексте опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии

  • Аноним
    Аноним, 9 сентября 2015
    0 - +
    уже давно продаются композитные бытовые баллоны для пропан-бутана. Они не взрываются даже при выстреле в них и горении в костре. Весят в два раза меньше да и цена не особо дороже. Дешевле чем композитные для метана. Почему на автомобили такие не производят? Ведь при сильной аварии если загорится машина то стальной баллон все равно рванет.
Аноним

Обьявления

KIA Rio

Бензин, 1.4 л., Механическая, 2010, 62 300 км, Москва

Ford Focus

Бензин инжектор, 1.6 л., Автоматическая, 2005, 155 957 км, Москва

Renault Sandero

Бензин, 1.6 л., Механическая, 2010, 53 600 км, Москва

Отзывы

Daewoo Matiz 2010 г.в.

Настоящий городской житель не имеющих проблем с парковкой, расходом топлива и обслуживанием. Покупался жене, как альтернатива жигулям. Но ситуация сло…
Audi TT 2000 г.в.

Audi TT 2000 г.в., 1,8 турбо, МКПП, В моих руках почти полтора года, до меня два владельца. Не бита не крашена, не была, не участвовала не состояла ))…
Opel Antara 210 г.в.

Антару брал в салоне по trade-in в обмен на подуставшую Астру пол года назад. На машину салон дал годовую гарантию и бонусом в багажник положил набор …

В тему