Техосмотр: новейшая история и грядущие изменения

Кирилл Малышев, 3 сентября. Фото с сайтов zr.ru и m24.ru.
Техосмотр: новейшая история и грядущие изменения

Без малого шесть лет назад система обязательного техосмотра транспорта в России претерпела глобальные изменения. И вскоре, судя по всему, нас ждет очередной поворот. К чему готовиться автомобилистам?

До конца 2011 года процедура обязательного техосмотра в России находилась под контролем Госавтоинспекции. Подтверждением того, что машина проверена и допущена к эксплуатации, служил ламинированный талон, который необходимо было крепить на ветровом стекле. Даже в те времена, когда парк машин в стране еще не начал активно расти, получить заветную цветную бумажку было очень непросто. Стояние в очередях с ночи могло занять не один день. Да и сама проверка была чисто формальной: все отлично знали тариф проверяющих инспекторов и чаще всего имели знакомого, которому звонили раз в год перед визитом на ГТО.

С 1 января 2012 года все должно было резко измениться. Надзором за техническим состоянием машин занялся Российский союз автостраховщиков (РСА). У него прямая заинтересованность в недопуске неисправных автомобилей на дороги. Ведь с их участием происходит немало аварий, по которым компаниям приходится оплачивать ущерб. Власти дали страховщикам инструмент, позволяющий снизить убыточность ОСАГО. Однако игроки рынка предпочли сокращению издержек прямой заработок – от продажи диагностических карт. Этот документ пришел на смену талону техосмотра. Возить его с собой не нужно. Гарантией того, что водитель показал своего железного коня специалистам, служит полис ОСАГО: его не продадут без действующей диагностической карты.

Но получилось, как всегда. Бумажками о прохождении техосмотра стали торговать с еще большим размахом. Более того, они оказались менее востребованными, чем прежде цветные талоны. Причина проста: инспектор ДПС больше не проверяет их на дороге вместе с остальными документами, карта нужна только при приобретении страховки. А из-за значительного удорожания полисов ОСАГО немалая часть автолюбителей перешла на фальшивки. Которые, разумеется, получали без всякой диагностической карты.

Результат оказался плачевным. Количество хлама на дорогах не уменьшилось, а коррупционная составляющая техосмотра стала еще более беззастенчивой и востребованной. Особенно это видно не на примере легковых машин, а грузовиков и автобусов. Среди них экземпляров, по которым свалка плачет, меньше не стало.

ГИБДД подтверждает это статистикой. Согласно самым свежим данным, с января по июль текущего года на российских дорогах зафиксировано 3200 аварий из-за автомобилей с техническими неисправностями. Это аж на 20% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В этих ДТП 445 человек погибли, почти 4,5 тысячи получили ранения.

Эксперты рынка считают, что порядка 80% выданных диагностических карт «содержат недостоверные сведения». Говоря проще – липовые. Ряд операторов техосмотра, согласно документам, проверяют по 60-70 машин за день. При соблюдении всех процедур этот показатель должен быть около десяти единиц техники. Да и как иначе, если получить необходимый документ можно, не выходя из дома, без показа машины и всего лишь в полтора-два раза дороже, чем стоит официальная процедура.

Власти предлагают очередной набор доработок, который может быть рассмотрен в осеннюю сессию Госдумы. Первое предложение – ввести обязательную запись процедуры на фото- и видео. На снимке должен фиксироваться госномер автомобиля, время и место прохождения техосмотра. Видеосъемка должна гарантировать, что машина прошла проверку по всем правилам. Записи должны быть предоставлены по требованию надзорных органов – при поступлении жалобы на оператора, в рамках плановой или внеочередной проверки, а также в том случае, если автомобиль попал в аварию с подозрением на наличие неисправностей.

Можно ли качественно отразить все пункты проверки на фотоаппарат и видеокамеру? Дадут ли они просматривающему их специалисту уверенность, что машина действительно была исправна? Нет! Конечно, это – в теории – должно свести на нет факты покупки диагностических карт без показа автомобиля. Но как мы знаем, альтернативные варианты у ловкачей почему-то всегда находятся.

Для каждого пункта техосмотра (сегодня их в России 4,7 тысячи) предлагается установить предельную пропускную способность. Эксперты оценят площади, оборудование и количество персонала и на этом основании утвердят, сколько машин в день может качественно обслужить конкретный оператор. Если по бумагам от него будет получаться в разы большее количество, это станет поводом для тщательной проверки на честность.

Также озвучена идея вернуть штраф для водителей за отсутствие диагностической карты – 800 рублей. Наказывать будут стационарные комплексы фиксации нарушений. Камера будет прогонять все увиденные номерные знаки по базе. Если в ней не окажется вашей диагностической карты, получите «письмо счастья». Проблема в том, что большая часть купленных бумаг каким-то образом проводится официально и отражается в системе. То есть поймать таким способом получится далеко не всех.

Ужесточат и ответственность для операторов техосмотра. Подходящая статья появится уже не в административном, а в уголовном кодексе. Предлагается дополнить его статьей 264.2, согласно которой за «умышленное внесение уполномоченным лицом заведомо недостоверных сведений, а равно за уничтожение ‎или подлог документов, на основании которых была внесена такая запись или изменение», предлагается наказывать штрафом до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы осужденного ‎за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок ‎до четырех лет. Если же случится авария с тяжкими последствиями, то можно будет получить и реальный срок – до четырех лет.

Наконец, ведение единой базы данных ЕАИСТО может перейти от МВД к РСА. Правда, страховщикам уже передали контроль за техосмотром. Как они с этим справились, всем известно. Так что последний пункт реформы выглядит крайне сомнительным.

Госдума и правительство приступят к рассмотрению поправок этой осенью. Если все пройдет гладко, то в 2018 год техосмотр может вступить с новыми правилами игры. Поможет ли это навести порядок? Сомневаемся.

Если заметили в тексте опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии

  • Аноним
    Аноним, 4 сентября
    0 - +
    Реформу проводить крайне необходимо. При этом, не "поправками" а изменениями в законодательстве, с исключающими коррупцию. Которая разъедает общество как раковая опухоль. Техосмотор в том виде, который сейчас существует, отменить. Ввести ответственность юридических лиц за использования неисправного коммерческого транспорта на дорогах. Физических лиц привлекать к ответственности в случаях, если доказано что они при несли ущерб из-за неисправности транспорта. При этом, у МВД должно появиться больше времени за осуществлением контроля за безопасностью на дорогах. А уважаемых сотрудников РСА пора вывести из опеки государства. Пусть свой хлеб с маслом зарабатывают, как все в рыночной экономике, на договорных отношениях с водителями. Ведь есть в нашем обществе яркий пример - "человек с ружьём". У охотника нет обязанности страховать свои ружья, которые также являются объектами повышенной опасности. А ситуация с их использованием нормальная. Всякие "единые базы" это не контроль, а инструмент руках коррупционеров.
  • Аноним
    Аноним, 6 сентября
    0 - +
    По мне так тех осмотр отменить и обязать каждого следить за техническим состоянием авто. В случае если ДТП по причине плохого технического состояния авто - водителя судить за умышленное деяние (повреждение собственности, причинение вреда здоровью, убийство)
    Мне лично тех осмотр ни в одно место не уперся - я постоянно слежу за состоянием авто а не раз в год, это моя жизнь и мое здоровье, так же как и жизни и здоровье моих пассажиров.
Аноним

Обьявления

Ford Transit

Дизель, 2.2 л., Механическая, 2012, 180 000 км, Москва

Chevrolet Cruze

Бензин, 1.6 л., Автомат, 2012, 54 886 км, Москва

Nissan X-Trail

Бензин, 2 л., Механическая, 2005, 128 000 км, Москва

Отзывы

Opel Antara 210 г.в.

Антару брал в салоне по trade-in в обмен на подуставшую Астру пол года назад. На машину салон дал годовую гарантию и бонусом в багажник положил набор …
Volvo XC90 2007 г.в.

После безрезультатных поисков подержанного варианта, было принято решение заказывать машину у перегонщиков. Почитав форумы, нашел пару надежных и по о…
Chevrolet Lacetti 2009 г.в.

Всем привет! Хочу рассказать про мою первую машину. Обсуждали предстоящую покупку всем офисом, там был и Ваз 2112 и Nexia и Fiat. После долгих перепал…

В тему