Во имя справедливости: как бороться с фальшивыми полисами ОСАГО

Кирилл Малышев, 24 февраля 2016. Фото с сайтов kazanfirst.ru, osagoonline.info и zrkuban.ru.
Во имя справедливости: как бороться с фальшивыми полисами ОСАГО

Последние реформы ОСАГО оказались настолько эпохальными, что в России серьезно задумались о мерах по борьбе с расплодившимися фальшивыми полисами.

С момента второго и последнего подорожания обязательной для автомобилистов страховки, прошедшего в два этапа, минул почти год. Средняя стоимость полиса выросла практически вдвое и в ряде случаев достигает 12-15 тысяч рублей. Расставаться с такими деньгами водители не спешат даже с учетом того, насколько расширились лимиты выплат. Практика сознательной покупки заведомо фальшивой страховки стала настолько распространенной, что впервые за всю историю существования института ОСАГО в России превратилась в проблему номер один.

Интернет наводнился сайтами, со страниц которых мошенники открыто предлагают полисы за полторы-две тысячи рублей. Качество такой покупки даже никто не скрывает. Бланк нужен лишь для того, чтобы избежать штрафа за его отсутствие при проверке на дороге. Разумеется, ни в какую базу его номер не попадает, и никакой защиты он не гарантирует. Причем страховщики и другие эксперты рынка признают: фальшивки очень трудно отличить от настоящих полисов. Они отпечатаны на хорошей бумаге и имеют все положенные степени защиты. Соблюдается даже формат – чуть больше стандартного листа А4.

Оценки количества поддельных полисов разнятся. Самые скромные говорят о миллионе, средние значения крутятся около 2-4 миллионов, а некоторые склонны говорить даже о пяти или даже десяти миллионах! Для сравнения: по данным агентства «Автостат», на 1 января 2016 года весь российский парк легковых автомобилей составлял 40,85 миллиона машин. Тревожен и сам факт того, что счет идет на миллионы, и то, что реальный объем не поддается исчислению.

При этом наивно полагать, что приобретя ОСАГО в офисе страховой компании, вы дистанцировались от проблемы. Таким образом вы застраховали свою ответственность перед другими автомобилистами, а вот в вас вполне может въехать любитель сэкономить с «липовым» полисом. Увы, в этом случае лично ваша законопослушность никакой пользы не принесет, и процесс получения компенсации растянется на неопределенно долгий срок.

В начале февраля в качестве одной из мер противодействия предлагалось увеличить штраф за езду без полиса с нынешних 800 рублей до 2500 рублей. Ее озвучил депутат Госдумы от фракции «Справедливая Россия» Михаил Емельянов.

«Многие автомобилисты, попав в ДТП с обладателем подделки, не могут самостоятельно отремонтировать автомобиль, а судебные разбирательства с виновником могут идти годами. К нам обращается много таких пострадавших – законопослушных граждан, страдающих от чужой безалаберности. Сегодня штраф всего в 800 рублей – лазейка, позволяющая избежать ответственности за поддельный полис. Из-за роста мошенничества и числа подделок выезжать на дорогу становится все менее безопасно. Скоро наличие полиса ОСАГО будут проверять еще и с помощью камер, но чтобы обезопасить добропорядочных автовладельцев, «дыру» в КоАП РФ необходимо залатать», - заявил парламентарий.

Впрочем, проблему поддельных бланков хорошего качества это не решает. Инспекторы ДПС не могут выявить их при обычных проверках. Значит, обман вскроется только после аварии, когда взывать к совести виновника будет уже поздно.

Бороться с фальшивками предлагалось и другим способом, о котором также упоминал депутат Емельянов. Считывать госномера всего потока машин могут стационарные комплексы видеофиксации. Прогнав их через базу данных, мгновенно выяснится, у кого из водителей страховка отсутствует. И в этом случае будет уже неважно, нет ее в принципе, или же владелец машины купил «левый» полис, ведь все официальные бланки страховщики заносят в единую систему. Штрафы «письмами счастья» полетят по почте. Если провинциальных автомобилистов такая мера может и не напугает, то в изобилующих камерами мегаполисах ежедневная езда без ОСАГО очень быстро отобьет все желание «экономить».

Технически этот способ не требует практически никакой подготовки. Описанный функционал заложен в дорожные камеры – необходимо лишь его активировать. Тем не менее, этого пока не сделано, и контроль за этим видом нарушения стоит в планах на текущий год. А проблему необходимо решать уже сегодня.

В середине февраля Российский союз автостраховщиков буквально взорвал интернет новостью: с 1 июля все полисы ОСАГО станут недействительными! Представители РСА объяснили, что в связи с огромным количеством подделок принято решение перейти на новый вид бланка. Чтобы мошенники не смогли сходу переключиться, обмен всех действующих бумаг, находящихся на руках у автомобилистов, будет произведен чуть ли не единомоментно, а дату и нюансы процедуры страховщики будут держать в тайне до последнего. А речь идет, на минуточку, о 40-50 миллионах полисов по всей стране!

«Мы приняли решение, теперь договоримся с ГИБДД о порядке перехода, договоримся с Гознаком. Может, введем переходной месяц до или после озвученной даты. Но пока основная цель в том, чтобы с 1 июля у всех были новые полисы», - заявил исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.

Шок от заявления настиг не только автомобилистов, но и другие структуры, причастные к рынку ОСАГО. Уже на следующий день посыпались опровержения и пояснения от Центробанка, Минфина и Гознака, на котором печатаются бланки.

Сложившись, частички пазла дали следующую картину. Замена полиса действительно планируется. Изменится вид документа, он станет более защищенным. Однако ни о какой внезапной и всеобщей «операции» речь не идет. Скорее всего, переход на новый формат начнется летом. С определенной даты по новым договорам будут выдаваться бланки нового образца, а все выданные ранее останутся в законной силе до истечения срока действия. Это нормальная и адекватная практика для подобных ситуаций. А вот идея с созданием ажиотажа для десятков миллионов человек выглядит, откровенно говоря, очень глупой. Страховые компании удивились подобному предложению, а вот в РСА считают, что «нужно только отработать технологию».

Как бы то ни было, но окончательно образец нового полиса пока не утвержден. Ему еще предстоит пройти процедуру всех согласований. После этого будет размещен заказ на производство, а потом потребуется время, чтобы бумаги добрались до офисов страховщиков.

Важно отметить, что потребители не понесут никаких прямых затрат. Новые бланки окажутся дороже в производстве, но с учетом объема их выпуска, прибавка составит считанные копейки, и они лягут на плечи страховых компаний.

Впрочем, размах мероприятия никак не гарантирует избавления от подделок. Мошенникам просто потребуется несколько месяцев на то, чтобы перенять технологию и наладить производство других бланков. На некоторое время рынок фальшивок действительно значительно сократится, но потом (предполагаем, что уже к концу текущего года) все вернется на прежний уровень. Разделяют скепсис и представители некоторых компаний.

«Эти люди зачастую действуют на опережение, и вряд ли у них возникнут проблемы с печатью полисов нового образца. Пока не будет реальных наказаний для мошенников, и правоохранительные органы не поймут проблему, ситуация не исправится», - полагает Денис Макаров из «АльфаСтрахование».

Полностью решить проблему мог бы переход на электронные полисы ОСАГО, реализуемые через официальные сайты страховщиков. Однако на сегодняшний день купить защиту онлайн предлагают всего 14 игроков из более чем 80! К тому же услуга доступна только для некоторых категорий потребителей. К примеру, приобрести полис таким способом не могут обладатели мотоциклов. Центробанк озвучил намерение сделать сервис не добровольным, а обязательным, однако страховщикам это не понравилось. Плюс в виде избавления от мошенников они предпочли не замечать, зато неофициально говорят об убыточности ОСАГО в некоторых регионах. При реальных продажах в офисах остается возможность для различного рода ухищрений, противоречащих закону, но зачастую остающихся безнаказанными. В интернете же придется продавать полисы за справедливую стоимость и без навязывания дополнительных услуг.

Пока борьба с мошенниками ограничивается блокированием их объявлении во всемирной паутине. По данным РСА, за последние три месяца удалось снять с делегирования 41 доменное имя, заблокировать 19 хостинг-аккаунтов, устранить нарушения на 11 интернет-ресурсах, заблокировать 104 аккаунта в социальных сетях, 73 группы в социальных сетях и 2 рекламных объявления в Яндекс-Директ, ведущих на мошеннические ресурсы, удалено 192 публикации на форумах и досках объявлений.

Если заметили в тексте опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии

Аноним

Обьявления

Ford S-MAX

Дизель турбонаддув, 2 л., Механическая, 2006, 84 560 км, Москва

Nissan Qashqai

Бензин, 1.6 л., Механическая, 2009, 70 000 км, Москва

Volkswagen Tiguan

Дизель, 2 л., АКПП, 2010, 40 000 км, Москва

Отзывы

Volkswagen Polo 2011 г.в.

Белый 1,6 на мешалке, комплектуха Trendline
Nissan X-Trail 2008 г.в.

2008 г.в. 2,5 литра, 169 л.с., полный фарш: панорамная крыша, кожаный электро-салон, датчик света, датчик дождя, DVD с монитором, MP3 и USB, Навигация…
Toyota Crown 1993 г.в.

Я давно хотел написать отзыв о своей машине, но все как-то руки не доходили, а сегодня глянув на одометр и увидев там магическое число 313, думаю пора…

В тему