Chevrolet, Opel, Cadillac • Я устал, я ухожу: краткая история GM в России

Кирилл Малышев, 23 августа 2016. Фото General Motors и с сайтов dvizhok.su и wikimedia.org.
Я устал, я ухожу: краткая история GM в России

Полтора года назад концерн General Motors свернул продажи массовых автомобилей в нашей стране. А ведь американцы пришли в Россию в числе первых, почувствовав начало любви россиян к иномаркам.

В конце XX века производители машин со всего мира увидели в России огромный потенциал. Еще бы: количество автомобилей на душу населения было крайне мало, а перспективы открывались самые радужные. Правда, развал СССР не способствовал росту доходов основной массы населения, но ведь и тех, кому удалось «поймать волну», было немало. Именно в это время многие автогиганты смекнули, что традиционный импорт не столь выгоден, как разнообразные схемы локализации производства – крупно- или мелкоузловой сборки транспортных средств на территории страны. Тогда и появилось абсурдное до той поры понятие: иномарка, собранная российскими руками.

Многие автогиганты быстро проигрывали битву за российских потребителей. Другие же, например, Renault или Ford, здравствуют до сих пор. Однако есть фирмы, которые понесли многомиллионные убытки, и вряд ли сумели «отбить» вложенные средства. Как раз к этой категории можно отнести американский концерн General Motors.

Его руководители первыми разглядели возможности, которые открывает Россия, и первыми же пришли в нашу страну с инвестиционным проектом. В середине «лихих 90-х» было организовано СП «ЕлАЗ-GM», причем место выбрано отнюдь не случайно. В то время Татарстан считался особой экономической зоной и фирмам, открывавшим там свой бизнес, светили немалые льготы.

В 1995 году в Елабуге была запущена сборка внедорожников Chevrolet Blazer. Планы были весьма амбициозны: 50 000 проданных экземпляров. Назвать эти машины «сделанными в России» можно лишь с очень большой натяжкой. На самом деле собирались они в Бразилии, а на территорию РФ попадали в виде конструктора, разобранного ровно до того состояния, чтобы формально соответствовать требованиям законодательства.

После старта продаж стало ясно: модель с треском провалилась. Имидж и внешность ее были недостаточно пафосными для любителей малиновых пиджаков, а проходимость и цена, важные для массового автомобилиста, были не самыми сильными сторонами модели. Напомним, что в базовой комплектации, на которую должен был приходиться основной спрос, Chevrolet Blazer был заднеприводным. За 25-40 тысяч долларов в то время можно было присмотреть более интересные варианты. В итоге за три года было реализовано около трех тысяч машин, и с наступлением кризиса 1998 года сборка внедорожника окончательно прекратилась.

Топ-менеджеры фирмы решили кардинально сменить курс, и вместо внедорожников по конвейеру поплыли относительно бюджетные легковые автомобили – Opel Vectra. И вновь ожидания разошлись с реальностью. По планам, развитие локализации должно позволить снизить цену на модель примерно на 20% по сравнению с импортируемыми машинами. Это, в свою очередь, напрямую должно было сказаться на спросе. На практике же завод выпускал топовые версии, ценник на которые был уже не столь привлекателен в глазах потенциальных покупателей, ведь за те же деньги предоставлялся достаточно широкий выбор.

Но окончательно деятельность СП была свернута после того, как российское правительство в 1999 году отменило все льготы для GM. Причина проста: уровень локализации за эти годы так и не вырос.

К тому времени американцы уже построили деловые отношения с АвтоВАЗом, которые успешно подкрепились созданием нового совместного предприятия. Обе стороны в нем владели 41,5% акций, еще 17% принадлежали Европейскому банку реконструкции и развития. Chevrolet Niva, созданная на основе тольяттинской разработки ВАЗ-2123, неплохо чувствует себя на рынке до сих пор. Высокий уровень локализации (90-98%) положительно сказался на цене машины. Очень многим автолюбителям пришлась по душе роскошная по сравнению с классической «Нивой» машина, относительно доступная, да еще и с честным полным приводом.

В 2004 году GM-АвтоВАЗ представил новую совместно разработанную модель – Viva. По факту машина являлась знакомой на тот момент покупателям Opel Astra, но в чуть измененном облике и с иным набором опций. И вновь американцы допустили серьезный просчет, повлиявший на спрос: цена на машину приближалась к стоимости «Астры» нового поколения. В итоге в год удавалось продать около 2500 машин, а вложенные в проект 340 миллионов долларов улетели в трубу. Ну а когда пришел финансовый кризис 2008 года, проект «Вивы» был полностью закрыт.

Разумеется, были у корпорации и удачные решения. Например, в 2004 году представители фирмы заключили контракт на сборку своей продукции с калининградским «Автотором». Статус Калининграда как свободной экономической зоны позволял ввозить комплектующие без пошлин, а на готовых транспортных средствах «наваривать» до 30%.

Сотрудничество продолжалось более десяти лет, и за этот срок на заводе было собрано свыше 600 тысяч автомобилей. Одновременно американцы задумались о строительстве собственной производственной площадки на территории нашей страны. К слову, в середине 2000-х годов очень многие западные автопроизводители начали работы по возведению своих заводов. Руководство GM рассматривало три варианта: Ленинградскую область, Калугу и Нижний Новгород. Инвестировав в проект 300 миллионов долларов, американцы в 2008 году открыли предприятие в Северной столице. А всего через пару месяцев грянул мировой финансовый кризис.

Для General Motors это был довольно чувствительный удар. Во-первых, по всему миру резко снизились продажи автомобилей. Во-вторых, только в России продажи корпорации просели на 60%. В итоге «Джи-Эм» потерял свыше 30 миллиардов долларов и вынужден был объявить себя банкротом. Окончательно утонуть автогиганту не позволило американское правительство, выкупившее все активы концерна. Смена руководства сразу же отразилась на стратегии продвижения, в том числе - на российском рынке.

Новые управленцы GM прекрасно разбирались в финансах, однако слишком долго принимали важные решения. Например, они очень сильно затянули решение вопроса локализации ряда важных компонентов, пропустив благоприятный момент. Как результат – популярность марок Opel и Chevrolet в России уверенно катилась вниз, а продажи машин до 2014 года снизились в среднем на 10%.

Последним же гвоздем в крышку гроба деятельности корпорации в России стал кризис 2014 года. Доллар резко подскочил вверх, а продажи GM столь же быстро сократились на треть. Причина проста: в течение нескольких лет работы уровень локализации на заводе составлял 40% и так и не был повышен. Стоимость автомобилей в значительной степени зависела от курса валют. Удерживать цены топ-менеджеры не смогли или не захотели. Основные конкуренты автогиганта смогли избежать столь крупного скачка цен, что обеспечило им более высокий уровень продаж.

Нет продаж – нет и производства. К концу года загрузка производственных мощностей на предприятии в Шушарах составляла едва ли 40% от запланированной. И руководство автогиганта приняло решение покинуть российский рынок вовсе, оставив в продаже лишь самые дорогие свои модели.

Напоследок американцы обещали вернуться, когда экономическая обстановка станет более благоприятной. И хотя надежды на триумфальное возвращение слишком призрачны, акционеры не продали, а только законсервировали завод в Ленинградской области, сохранив в стране и несколько дилерских центров.

Chevrolet в каталоге

Купить Chevrolet От 140 000 Р

Chevrolet с пробегом
96 предложений

Opel в каталоге

Купить Opel От 338 Р

Opel с пробегом
47 предложений

Cadillac в каталоге

Купить Cadillac От 555 000 Р

Cadillac с пробегом
3 предложения
Если заметили в тексте опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии

Аноним

Обьявления о продаже

Chevrolet Lanos

Бензин инжектор, 1.5 л., Механическая, 2007, 93 322 км, Москва

Chevrolet TrailBlazer

Бензин инжектор, 4.2 л., Автоматическая, 2008, 96 215 км, Москва

Chevrolet Tahoe

Бензин, 5.3 л., Автомат, 2012, 83 200 км, Москва

Отзывы

Peugeot 4007 2009 г.в.

Ни для кого не секрет, что 4007 является аналогом Outlandera с измененной мордой, фарватером и салоном. Несмотря на заверения менеджеров салона о том,…
Lada ВАЗ 2105 1994 г.в.

После того как вернулся из армии понял, что существование в Москве без автомобиля сродни мазохизму, и подужавшись накопил на свою первую подержаную пя…
Lifan Solano 2018 г.в.
Доброго времени суток, уважаемые! Итак, что мы прикупили: LIFAN Solano II комплектация Luxury 1.8 CVT (2 подушrb, подогрев попы передних сидений, AB…

В тему