Глас АЕБ: чего ждут автомобильные бренды от российского рынка

Кирилл Малышев, 16 января. Фото с сайтов rbc.ru и mosreg.ru.
Глас АЕБ: чего ждут автомобильные бренды от российского рынка

Можно даже обойтись без спойлера и уверенно сказать: ничего хорошего! По сути верно, однако сдаваться выжившие в последний кризис не собираются. А кое-кто даже в столь сложное время открывает заводы и запускает у нас новые бренды.

На прошедшей во вторник пресс-конференции АЕБ подвели неутешительные итоги. Продажи новых машин в России в прошлом году оказались на 2,3% ниже, чем в 2018-м. И это еще неплохо! По итогам 11 месяцев падение составляло 2,8%, но помог хороший спрос в декабре.

«Общие продажи за IV квартал остались в негативной зоне, показывая падение на 3% по сравнению с таким же периодом прошлого года. В целом продажи в 2019 году составили 1,76 миллиона единиц, что на 41 тысячу или 2,3% ниже уровня 2018 года. В наступившем году мы ожидаем похожей по сложности ситуации на рынке. Прогноз на 2020 год - 1,72 миллиона единиц, что представляет собой дальнейшее понижение на 2,1% относительно уровня, достигнутого в 2019 году», - таков краткий официальный комментарий главы комитета автопроизводителей АЕБ Йорга Шрайбера.

Напомним, что год назад объединение давало умеренно-позитивный прогноз на 2019-й с небольшим ростом, однако в октябре вынуждено было пересмотреть плюс на минус. Надеемся, в наступившем году такого не произойдет, ибо падение продаж второй год подряд и без того плохой знак. Но пока предпосылок к тому, что рынок хотя бы останется «при своих» нет. И это видят даже обычно склонные к оптимизму участники АЕБ. К примеру, опрошенные агентством «Автостат» участники и эксперты рынка в среднем ожидают сокращения на 5,5%, до 1,66 миллиона автомобилей. А вице-президент АвтоВАЗа по продажам и маркетингу Оливье Морне предсказал снижение реализации до 1,7 миллиона машин.

На первый взгляд, результат чуть больше двух процентов не так уж и плох. В конце концов, схожий результат показала Великобритания (-2,4%), а в Испании все еще хуже (-4,8%). Вот только разница в том, что их рынки находятся в «здоровом» состоянии, то есть близки к своей максимальной емкости. В России же уровень обеспеченности жителей автомобилями низкий, объемы продаж сдерживает не насыщение потребителей, а их низкая покупательская способность. Увеличатся доходы, и вслед за ними пойдут вверх и продажи. Наш рынок легко проглотит вдвое больше машин, около 3,5-3,6 миллиона за год (напомним, что к трехмиллионной отметке он уже подбирался в свой самый благополучный 2012 год).

Йорг Шрайбер посетовал на непрозрачные и постоянно меняющиеся условия игры на российском рынке. Российское правительство на словах выражает заинтересованность в инвестициях и расширении производства. А на деле предпринимает шаги, которые негативно влияют на бизнес. Например, из-за очередного увеличения утилизационного сбора вырастут цены на новые автомобили, которые и без того постоянно лезут вверх.

Анонсировано изменение системы выплаты компенсаций этого сбора тем компаниям, которые имеют заводы в России. Процент выплат будет зависеть от степени локализации производства. Вот только при наших объемах рынка сильно вкладываться в него интересно единичным брендам. Остальным остается выкручиваться или – уходить из страны. Как будто властям мало оказалось того, что в минувшем году Ford закрыл три завода и оставил без работы сотни людей! Не стоит сильно обнадеживаться тем, что сборочные площадки запустили Haval и Mercedes, что вернулся Opel и запустился китайский GAC. Российский рынок остается «депрессивным», и это необходимо учитывать при разработке политики.

Негативные тренды наблюдаются не только в России. США провоцируют торговые войны с Китаем, Америка и Евросоюз давят на нас санкциями. Все это негативно влияет на мировую экономику. И даже всеядный и огромный китайский авторынок в минувшем году просел на внушительные 11% (цифра предварительная). Ясно, что в первую очередь автогиганты будут стараться «залатать дыры» на нем, а не в России, где продается машин в 15 раз меньше.

В АЕБ отметили, что условия сотрудничества каждой из компаний с государством непрозрачны. Разумеется, в определенных случаях договоренности являются коммерческой тайной. Однако в России они неочевидны даже в рамках подписанных специнвестконтрактов (СПИК), хотя они должны быть одинаковыми для всех. Этот фактор тоже не добавляет у иностранцев доверия к нашему рынку и желания здесь развиваться.

А вот в новых формах владения автомобилем – каршеринге и подписке – участники рынка угрозы не видят. Во-первых, суть меняется только для конечного потребителя, а дилеры так же продают машины. Каршеринг только в Москве достиг парка в 30 000 автомобилей, что немало. Небольшой срок службы обуславливает частые замены, что тоже на руку продавцам. Во-вторых, новые явления частично привлекают тех, кто раньше пользовался общественным транспортом, то есть кусок у авторынка не отбирают.

Предыдущий абзац – легкий штрих оптимизма на, увы, безрадостной в целом картине. Запастись терпением и отложить надежду на лучшее придется еще как минимум на год.

Если заметили в тексте опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии

Аноним

Обьявления

Citroen Jumper

Дизель, 2.2 л., МКПП, 2009, 103 000 км, Москва

Hyundai Getz

Бензин инжектор, 1.6 л., Автоматическая, 2004, 83 619 км, Москва

Ford Focus

Бензин, 1.8 л., Механическая, 2010, 60 180 км, Москва

Отзывы

Ford Focus 2007 г.в.

Продав доставшиеся мне от отца жигули, я вплотную приблизился к точке, после которой обычно люди на отечественный автопром не пересаживаются. Произошл…
Land Rover Freelander 2010 г.в.

Второй Фрил, самая полная комплектация HSE: ABS, CD-Changer, система курсовой устойчивости, бортовой компьютер, датчик дождя, датчик света, 8 Air-Bag,…
Volkswagen Touareg 2003 г.в.

Это мой первый внедорожник, до него была Mazda 6, Nissan Laurel и Honda Civic. К решению о покупке внедорожника меня подтолкнула очередная вылазка на …

В тему