Ликбез: системы активной безопасности. Часть 1

Кирилл Малышев, 1 августа 2019. Фото с сайта autoblog.com, рисунки с сайта zr.ru.
Ликбез: системы активной безопасности. Часть 1

Современный автомобиль оброс различными электронными системами до такой степени, что в них досконально разбирается отнюдь не каждый увлеченный машинами человек. Из сложной аббревиатуры или даже развернутого названия функция не всегда становится очевидна. Помогаем разобраться в компьютерном изобилии.

Практически каждый водитель, если его спросить о системах активной безопасности, сходу вспомнит про ABS и ESP. Они давно перестали быть экзотикой. Первая в России обязательна для всех легковых машин, вторая входит в оснащение, к примеру, самой доступной на российском рынке модели – «Лады Гранта», а у более дорогой «Весты» включена в обязательное оборудование.

Начнем с самого простого. Антиблокировочная система тормозов (ABS, Anti-lock Brake System) – первый наворот активной безопасности, появившийся на автомобилях. Кстати, едва ли не единственная система, обозначение которой едино у всех брендов. Для системы курсовой стабилизации (о ней речь ниже), к примеру, существует больше десятка аббревиатур. Тут все ясно из названия. Электроника при торможении не допускает блокировки колес. Это необходимо, чтобы водитель сохранял контроль над автомобилем и мог маневрировать. Тормозной путь от срабатывания ABS несколько увеличивается, но в целом уровень безопасности возрастает.

В тандеме с ABS работает электронная система распределения тормозных усилий (EBD, Electronic Brake Distribution). Она оценивает качество сцепления с дорогой каждого из колес и в соответствии с этим «выдает» ему тормозное усилие. Благодаря EBD замедление становится максимально эффективным и безопасным. Система есть практически в каждой машине, оснащенной ABS.

Еще один помощник – ассистент экстренного торможения (ВА, Drake Assist). Его появление явилось результатом исследования. Оказалось, что в экстренной ситуации, когда необходимо тормозить по-максимуму, практически каждый водитель не давит на тормоз на 100%. В результате машина останавливается за больший метраж, нежели позволяют ее технические возможности. Система BA распознает необходимость экстренного торможения по резкому удару по педали и сама увеличивает давление в магистрали до максимально возможного. Водителю уже не надо беспокоиться, что он «недодавит» педаль.

Первым дополнением к ABS еще до появление полновесной системы стабилизации стала антипробуксовочная система. Для нее аббревиатуры уже не приводим: название разнится от марки к марке, хотя суть работы от этого не меняется. Электроника не дает ведущим колесам проскальзывать. Главным образом, активируется на влажном асфальте, на снегу и гололеде, хотя на мощных автомобилях срабатывает и на сухом покрытии. Можно сказать, что у моноприводных машин с большим «табуном» под капотом антипробуксовка работает на продление срока службы шин.

Противобуксовочная система срабатывает и в поворотах, однако полноценно стабилизировать траекторию не в состоянии. Эту задачу выполняет электроника следующего уровня – система курсовой стабилизации. Она ориентируется не только по скоростям вращения колес и разнице в них, но также по углу поворота руля и другим параметрам. Благодаря этому компьютер понимает, какая траектория была изначально задана машине водителем, и подтормаживанием отдельных колес старается вернуть автомобиль на нее.

На моделях со спортивным характером (или желающих казаться таковыми) иногда применяется система управления вектором тяги. В виражах крутящий момент индивидуально регулируется на внутреннем и внешнем относительно центра поворота колесах. На последнее передается больше тяги, из-за чего создается эффект избыточной поворачиваемости, и машина охотнее ввинчивается в поворот.

Дальше рассказ переходит на продвинутых ассистентов, которые в бюджетном сегменте пока в диковинку, но уже появляются на недорогих моделях. Среди пионеров – система удержания на подъеме и спуске. Она поддерживает повышенное давление в тормозной системе еще пару секунд после того, как водитель убрал ногу с педали. Это дает возможность безопасно тронуться: машина не откатывается по склону. Особенно ценна такая помощь для начинающих и на моделях с механической коробкой передач, однако системой оснащаются и автомобили с автоматизированными трансмиссиями. В частности, такая электроника ставится на «Ладу Веста».

Системой контроля слепых зон в бюджетном сегменте первым стал щеголять купе-кроссовер Renault Arkana. Радары сканируют сектор около автомобиля, невидимый в зеркала заднего вида. При наличии помехи (машины, мотоцикла, велосипедиста) зажигается желтый индикатор с соответствующей стороны. При попытке перестроиться в занятую полосу электроника станет более настойчивой: дополнительно включится звуковое предупреждение, на некоторых моделях активируется вибрация сиденья или руля.

Часть 2

Если заметили в тексте опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии

Аноним

Обьявления

Mazda CX-7

Бензин, 2.5 л., Автомат, 2011, 78 890 км, Москва

Mitsubishi Pajero

Дизель турбонаддув, 2.5 л., Механическая, 2009, 83 611 км, Москва

Ford Mondeo

Бензин, 2.5 л., Автомат, 2006, 151 013 км, Москва

Отзывы

Hyundai Getz 2008 г.в.

Гетз покупался с рук за 370000 года назад с пробегом 42000. 1,6 автоматическая коробка, 105 л.с. Хорошая комплектация включающая антиблокировочную сис…
Lifan X60 2017 г.в.
Хороший автомобиль, с большим салоном и багажником. Прекрасно подходит для поездок как по хорошей дороге в городе, так и по той дороге, которая на кар…
BYD F3 1998 г.в.

Максимальная комплектация: АБС, климат, подушка безопасности, кожаный салон, противотуманки, CD-магнитола. + антикор, тонировка, парктроники. Машина о…

В тему