Насколько противогололедные реагенты безопасны для дорожного движения?

Насколько противогололедные реагенты безопасны для дорожного движения?

В столице, Санкт-Петербурге и других крупных российских городах, преимущественно в северной части страны, началась обработка дорог реагентами, предотвращающими гололед. Обработке подверглись в первую очередь наиболее опасные участки трасс и магистралей.

Руслан Галимов, 16 ноября 2011
Фото с сайтов zr.ru, mosaica.ru, autotuni.ru, vgtrk.ru, agg-net.com

Дело в том, что в отсутствии снега или льда реагенты растекаются по дорожному покрытию, образуя скользкую пленку, вследствие чего понижается коэффициент сцепления с трассой. Напомним, что в конце октября в Подмосковье произошло крупное ДТП, в котором столкнулось 13 автомобилей. Причиной ДТП стал асфальтоукрепляющий реагент, который резко понизил сцепление шин с дорогой. Теперь водители, завидев такую «масляную» пленку, стараются максимально снизить скорость, чтобы обезопасить себя и остальных участников дорожного движения.

История реагента

Начиная с 2001-2002 годов, ЖКХ крупных российских городов начали применение инновационных на тот момент антигололедных реагентов для обработки дорог в зимний период. Отказ от традиционной соли обуславливался жалобами водителей и пешеходов. И те и другие ссылались на вредное воздействие соли. Соль действительно обладает разъедающим свойством. При этом под ее действие попадали не только снег и лед, но и автомобильные шины, различные детали из резины, а также обувь пешеходов.

В результате стали использоваться химические реагенты, в разные составы которых входят хлористый кальций, магний, натрий и другие вещества. Эти реагенты прошли проверку и были признаны экологически безопасными и в то же время эффективными антиобледенителями. Однако эксперты признали, что использование новых реагентов приводит к уменьшению коэффициента сцепления с дорогой на 30-50 процентов.

Несмотря на это, использование реагентов не прекратилось. Наоборот, они приобрели особую популярность, так как их можно применять при любых погодных условиях и температурах, а особенно во время снегопадов. Наиболее используемыми антиобледенителями стали жидкие и твердые антигололедные реагенты на основе модифицированного хлористого кальция и магния.

Виды реагентов

На сегодняшний день наиболее популярным реагентом является 28-процентный раствор хлористого кальция модифицированного. Данный реагент способен быстрее и эффективнее остальных средств растапливать лед и предотвращать образование гололеда. Кроме того, этот реагент можно использовать не только во время снегопада, но и до и после него в качестве профилактики. Так, лабораторные исследования показали, что проникая в почву, кальций улучшает ее состояние, а расход этого реагента и экологическая нагрузка намного ниже поваренной соли.

Тем не менее, несмотря на все преимущества данного реагента, он обладает и недостатками. К одному из минусов можно отнести непродолжительный срок действия, равный в среднем 3 часам. Таким образом, дороги приходится обрабатывать несколько раз за сутки. Также ученые выявили, что данный реагент на 30 процентов уменьшает коэффициент сцепления шин с дорогой. Оказалось, что жидкий модифицированный хлористый кальций притягивает влагу, а если на асфальте есть следы машинного масла, бензина или поры забиты резиновыми крошками, тогда коэффициент сцепления с дорогой падает еще больше.

Эксперты и медики в свою очередь выявили, что данный реагент вызывает аллергию не только у людей, но и у животных. В зимнее время года ветеринары наблюдают увеличение числа животных в ветлечебницах с химическими ожогами лап. А у людей , страдающих аллергиями и астмами, наблюдают обострение заболеваний. Кроме того, этот реагент пагубно влияет на кузова автомобилей и обувь пешеходов.

Вторым по популярности реагентом является раствор модифицированного хлористого магния, но в последнее время его стараются не использовать из-за губительного влияния на почву. Тем не менее, данный реагент эффективен даже при низких температурах и предотвращает образование гололеда в течение нескольких дней, что существенно сокращает нормы его расхода.

Как отмечают ученые, он более безопасен для людей, растений и животных, по сравнению с хлористым кальцием. К тому же данный реагент не образует скользкой пленки на дорожном покрытии при таянии льда. Он способен впитывать в себя влагу из окружающей среды. Эти свойства позволяют реагенту не сильно снижать коэффициент сцепления шин с дорогой.

На третьем месте находится жидкий реагент, состоящий из ацетата калия. Он особенно подходит для применения на Крайнем Севере страны, так как не теряет свои свойства даже при температуре -60 градусов. Этот реагент не только активно борется с гололедом и предотвращает его образование, но и не ухудшает сцепление с дорогой, а срок его действия длится вплоть до 3-7 суток с момента нанесения.

Еще один эффективный реагент разработан на основе солей уксусной кислоты и смеси ацетатов калия, кальция и магния. Он эффективен при низких температурах и не вызывает коррозии металлов. Коэффициент сцепления при обработке этим реагентом остается высоким, а минеральные свойства входящих в состав веществ удобряют почву.

Следующий реагент состоит из смеси твердых хлоридов металлов таких, как калий, магний, натрий и кальций. Этот реагент считается наиболее щадящим по сравнению с остальными, так как не разъедает резину и металл. И последний реагент разработан на основе смеси хлористый кальция и натрия. Эти вещества глубоко проникают в слой льда, разрушая его, и увеличивая скорость таяния. У него замедленное, но вместе с тем, более длительное время действия.

Опыт зарубежных стран показывает, что все вышеперечисленные реагенты не прошли испытаний и были сняты с эксплуатации. В Европе и США предпочитают не пользоваться никакими химическими реагентами, а попросту вовремя убирать снежные заносы. К такому решению европейские страны пришли после выявления губительных действий этих реагентов на окружающую среду и металл, а также резкого снижения коэффициента сцепления с дорогой.

Вред и польза реагентов

Польза реагентов очевидна: они разрушают гололед на дорогах и препятствуют их повторному образованию. Но есть и оборотная сторона медали. И это не только коррозия металлов и разрушение асфальтовых покрытий. Вредоносное воздействие антигололедных реагентов ощущают на себе и люди, и животные. Экологи давно уже бьют тревогу, особенно в крупных городах страны, где и без того экологическая составляющая оставляет желать лучшего. Теперь свои опасения высказывают и водители, которых беспокоит тот факт, что реагенты сильно уменьшают коэффициент сцепления с дорогой, вследствие чего возрастает риск ДТП.

Как отвечают эксперты, абсолютно безопасных реагентов не бывает. Все дело в нормах распределения. Если применять реагенты строго указанной дозировки, считают эксперты, то никакого вреда они не принесут. Однако мнение экспертов разделилось. Многие из них считают, что дело не в количестве, а в составе химических реагентов. Так, они приводят в пример раствор хлористого кальция. Сначала он превращает лед в воду, а затем происходит обратный химический процесс, гидролиз соли, в результате чего образуется малорастворимый в воде осадок. А это в свою очередь приводит не только к грязи, но и уменьшению коэффициента сцепления шин с дорожным покрытием.

Кроме того, входящие в состав реагентов химические вещества вызывают неспецифические реакции кожи, слизистых и бронхов людей и животных. Обостряются заболевания у аллергиков и астматиков. А Московское Общество Защиты Прав Потребителей давно борется за отмену использования химических реагентов. Их клиентами все чаще становятся граждане, которые в доказательство губительного воздействия реагентов приносят испорченную обувь и верхнюю одежду. Однако для возмещения ущерба со стороны властей столицы ничего не делается.

Безопасны ли антигололедные реагенты для дорожного движения?

Коллегия Правовой Защиты автовладельцев считает, что большинство ДТП в зимнее время года происходит по вине реагентов. Представители Коллегии заявили, что применяемые реагенты не проходят экспертизу на сцепление шин с обработанной антиобледенителями дорогой. В результате безопасность дорожного движения в зимний период уменьшается на порядок.

Однако чиновники уверяют, что материалы, используемые для строительства, ремонта и содержания дорог, проходят входной контроль. Этот контроль подразумевает, что при закупке реагентов, они проходят испытания в лабораториях. Если реагенты не удовлетворяют нормативным стандартам и требованиям безопасности, их не закупают. Прошедшие испытания реагенты подвергаются дальнейшим исследованиям на предмет пригодности использования в зимний период.

Но слова чиновников звучат как-то неубедительно, так как практика показывает совсем иное. Безусловно, все химические реагенты не могут быть абсолютно безопасными для дорожного движения. Но, несмотря на всю пользу и вред антиобледенителей, альтернативы им пока не придумали. Другого способа борьбы с гололедом пока не изобрели, поэтому от антигололедных реагентов никуда не деться. Остается быть особенно внимательными и осторожными в зимнее время года.

Сергей Василенков

Если заметили в тексте опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии

  • Аноним
    Аноним, 16 ноября 2011
    0 - +

    Опять всю Москву зальют как обычно

  • Аноним
    Аноним, 17 ноября 2015
    0 - +
    И действительно жидкий хлористый кальций и магний увеличивают тормозной путь, поэтому их сейчас и запрещено использовать (бишофит, ХКМ, биомаг). За несколько лет ученые доработали реагенты, учли недостатки и получаются вполне нормальные составы. Бионорд, например.
  • Аноним
    Аноним, 20 ноября 2015
    0 - +
    Бионорд, кстати, в отличие от бишофита (про который, видимо и говорили, что плёнку создаёт скользкую) не увеличивает скольжение, т.к. там и антискользящие добавки есть.
Аноним

Обьявления

Citroen C4

Бензин, 1.6 л., Механическая, 2010, 62 000 км, Москва

Toyota Corolla

Бензиновый, 1.5 л., АКПП, 2010, 54 000 км, Москва

Hyundai Elantra

Бензин, 1.6 л., Механическая, 2004, 126 941 км, Москва

Отзывы

Lifan Solano 2016 г.в.
Прошло почти два года с момента, как я являюсь водителем Лифан Солано, купленного у официального дилера в Кемерове - Дюк и К. Можно уже подвести итог …
Mitsubishi ASX 2013 г.в.

Искала недорогую машину в пределах миллиона рублей с высоким клиренсом, компактную, экономичную и надежную. Вариантов был много, среди прочих выгодно…
Mitsubishi Outlander 2006 г.в.

Митсу 2,4 на полном приводе и автомате в максимальной комплектации. Климат-контроль, кожаный салон, рейлинги на крыше, панорамный люк, парктроники, п…

В тему