Оплата штрафов на месте: за/против/воздержаться

Оплата штрафов на месте: за/против/воздержаться

Если процедура оплаты штрафов с помощью карт будет введена в действие, то фраза «решить вопрос на месте» будет иметь совсем другой смысл, в отличие от существующего сейчас значения «договориться полюбовно».

24 мая 2010
Источник: CarClub.ru

В начале 2010 года Комитет Государственной Думы РФ по финансовому рынку подготовил законопроект, согласно которому предполагалось внести ряд изменений в закон об ОСАГО и некоторые другие законодательные акты. Так, разработчики нормативного акта предлагали ввести в действие банковские карты для оплаты штрафов за нарушение правил дорожного движения, с помощью которых оплатить назначенный штраф можно было бы на месте, не отходя от кассы (то есть от места нарушения). Документ предусматривал, в том числе, возможность выплаты штрафа в кредит. Специалисты Комитета считали, что законодательное закрепление таких нововведений будет способствовать снижению уровня коррупции сотрудников ДПС, а также позволит повысить собираемость штрафов благодаря упрощению процедуры оплаты. 

Инициатива Комитета по финансовому рынку была поддержана Государственным правовым управлением Администрации президента. Однако совсем недавно, в мае 2010 года, законопроект подвергся жесткой критике Министерства финансов России. Главной причиной недовольства департамента финансовой политики министерства стало то, что в документе отсутствует описание механизмов реализации схемы организации взимания штрафов. Руководство ГИБДД, которому на рассмотрение также был предложен данный законопроект, выказало неоднозначное к нему отношение, отметив, что он содержит ряд недостатков.

Оплата штрафов с помощью карты: заДействительно, ситуация и с коррупцией, и с собираемостью штрафов за нарушение ПДД в России в настоящее время, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Злоупотребление полномочиями со стороны инспекторов ГИБДД и отказ от оплаты штрафов нарушителями не способствуют ни повышению доверия к сотрудникам госавтоинспекции, ни пополнению бюджетов за счет сбора штрафов.

Другое

Ничего странного, что кто-то предложил законопроект, а кто-то его забраковал. Это нормальный процесс, благодаря которому рождаются и совершенствуются законы. Также верно и то, что в любом случае – будет он принят или нет – дискуссия по поводу его «нужности» будет вестись не только среди законодателей, но и среди населения, особенно той его части, которая относится к автолюбителям. Если рассматривать такую инициативу с теоретической точки зрения, безотносительно того, как в реальности будет она воплощаться, то можно сказать, что она, бесспорно, полезна. Ведь известно, что большое количество штрафов за нарушение правил дорожного движения остаются неоплаченными не из-за недобросовестности нарушителей, а из-за отвратительной организации самого процесса уплаты штрафов, которая имеет место сейчас: заполнение квитанций и оплата штрафа через банк – дело долгое и хлопотное (ведь для этого надо не только вписать в бланки платежных квитанций много циферок, не ошибившись в реквизитах, но и узнать эти реквизиты, и дойти до отделения банка, и, выстояв там очередь среди десятка бабушек, пришедших платить за коммунальные услуги, отдать деньги, потратив ради этого время и нервы).

Введение оплаты штрафов на месте совершения правонарушения – это важный шаг, и сделан он был бы, все-таки, скорее вперед, а не назад. Он призван облегчить жизнь большому количеству людей – от инспекторов ДПС и судебных приставов до самих «штрафоплательщиков». Использование платежных терминалов для уплаты штрафов позволит экономить силы, нервы и время, что особенно актуально при нынешних темпах жизни. То есть такой способ выплаты штрафов – этап прогресса и новых технологий, которые постепенно входят в нашу жизнь.

Оплата штрафов с помощью карты: против и «воздержаться»Однако нельзя сказать, что принятие поправок в законы, предусматривающих возможность такого способа оплаты штрафов за нарушение ПДД – панацея против коррупции и очень эффективный способ пополнить государственную казну. Ведь давно известно (об этом говорят, например, известные адвокаты или общественные деятели), что многие законы в России принимаются в «сыром» виде, не приспособленном для применения на практике в реалиях нашей жизни. Ведь просто принять поправки к законам мало. Необходимо произвести еще очень много действий для того, чтобы эти поправки стали эффективно действовать. Например, разработать механизмы реализации взимания «электронных штрафов», закупить платежные терминалы, обучить сотрудников ГИБДД пользоваться ими, разработать регламент оформления процедуры штрафования, предусмотреть и законодательно закрепить ответственность за неоплату штрафов… Да мало ли еще нюансов, не предусмотренных нормативными актами, которые обычно «неожиданно» появляются на практике, после внедрения, казалось бы, очень полезных и правильных законопроектов! А обеспечение всего вышеперечисленного повлечет за собой немаленькие траты из государственного бюджета. Поэтому вполне можно допустить, что многие граждане воспримут попытки продвинуть данный законопроект как очередной способ, призванный собрать побольше штрафов, пополнив бюджет, а не как «заботу властей о народе».

Наконец, никто не отменял спорные моменты, которые постоянно возникают на дороге. Конечно, если инспектор выписал штраф за превышение скорости на 10-20 км/час, вряд ли кто-нибудь (разве что только уж совсем принципиальный человек, на 100 % уверенный в своей невиновности, имеющий крепкие нервы и много свободного времени, чтобы из-за копеечного штрафа ради торжества справедливости доказывать свою правоту в суде) будет вступать в дискуссии. Но существуют другие ситуации, например, нарушения, наказанием за которые является лишение прав. Естественно, если человек не согласен с предъявляемыми ему обвинениями, ни о какой оплате на месте не может быть и речи. Однако если такой способ уплаты штрафов (с помощью карты) будет просто одним из нескольких вариантов оплаты, который человек может выбрать при желании, а не обязательным условием, то такую инициативу можно только поприветствовать. При условии, что процесс оплаты будет организован четко, грамотно и без всяких «шероховатостей».

Есть еще один спорный нюанс. Карточка предусматривает оплату штрафов в кредит. А что мешает в этом случае автолюбителям просто не погашать этот кредит, накапливая долг по платежам по штрафам? Учет таких неплательщиков в этом случае будет облегчен, но вот проблему оплаты штрафов он не решит. Отсюда и еще одно требование, предъявляемое этими поправками о взимании штрафов с помощью пластиковых платежных карт – разработка административных норм, предусматривающих ответственность за подобные ситуации.

Борьба с коррупцией, которая была одной из причин для выдвижения поправок к законам, – дело, конечно, хорошее, правильное и нужное. Зачастую водители-нарушители пытаются решить вопрос на месте, договорившись с инспектором, только потому, что потом лень идти в банк и оплачивать штраф.

Упрощение процедуры оплаты штрафов уменьшит коррупцию, потому что многие автолюбители предпочтут заплатить законный штраф в пользу государства, чем в карман недобросовестного гаишника. Если процедура оплаты штрафов с помощью карт будет введена в действие, то фраза «решить вопрос на месте» будет иметь совсем другой смысл, в отличие от существующего сейчас значения «договориться полюбовно».

Сергей Василенков

Если заметили в тексте опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии

  • Аноним
    Аноним, 27 марта 2011
    0 - +

    Это гаишники жаловаться начали, что опасно стало взятки брать на дорогах, борьба с коррупуией вроде как идёт. И поэтому страшновато стало. Вот и попросили что бы можно было опять на дорогах собирать.

  • Аноним
    Аноним, 27 марта 2011
    0 - +

    Просто кто-то из правительства или его окружения хочетподнятся на продаже пластиковых карт.

  • Аноним
    Аноним, 27 марта 2011
    0 - +

    Просто кто-то из правительства или его окружения хочетподнятся на продаже пластиковых карт.

Аноним

Обьявления

KIA Sportage

Бензин инжектор, 2 л., Автоматическая, 2013, 22 728 км, Москва

Volkswagen Caravelle

Дизель, 2.4 л., Механическая, 1993, 327 693 км, Москва

Volvo S40

Бензин инжектор, 1.8 л., Автоматическая, 2004, 175 894 км, Москва

Отзывы

Opel Corsa 2012 г.в.

Это моя первая машина. Права получил еще в школе, в 10-11 классе. После этого за руль не садился, а тут в связи со сменой места жительства приходится …
Infiniti FX 2005 г.в.

Комплектация: 3500 – 280л.с., полный привод, автомат, кожаный салон, цветной монитор, чип-ключ.
Fiat Punto 1998 г.в.

До этого чуда итальянского автопрома, у меня было другое чудо спроектированное в Италии, но выпущенное у нас – копейка. Пунто оказался на две головы к…

В тему